Найти в Дзене
АвтоМир

Цена комфорта: Что происходит с двигателем, пока вы греетесь в пробке

Многие водители воспринимают время, проведенное в пробке как досадную потерю времени, но не ресурса автомобиля. В салоне играет музыка, работает климат контроль, а двигатель тихо работает на 800 оборотах в минуту. Кажется, что машина просто "стоит". Но для инженера эта картина выглядит иначе. Это режим работы, который по степени негативного воздействия на железо сопоставим с ездой под высокой нагрузкой. Двигатель внутреннего сгорания - это гидравлическая система. Долговечность его узлов зависит от давления масла, которое создает масляный насос. Производительность насоса напрямую завязана на обороты коленчатого вала. На холостом ходу масляный насос выдает минимально допустимое давление. Его хватает, чтобы поддерживать масляный клин в подшипниках скольжения, но недостаточно для интенсивного заполнения стенок цилиндров и охлаждения днища поршней. В современных турбомоторах, где теплонагруженность зашкаливает, это становится критически. Масло течет медленно, оно успевает перегреться в зо
Оглавление

Многие водители воспринимают время, проведенное в пробке как досадную потерю времени, но не ресурса автомобиля. В салоне играет музыка, работает климат контроль, а двигатель тихо работает на 800 оборотах в минуту. Кажется, что машина просто "стоит". Но для инженера эта картина выглядит иначе. Это режим работы, который по степени негативного воздействия на железо сопоставим с ездой под высокой нагрузкой.

1. Масляное давление, жизнь на минимуме

Двигатель внутреннего сгорания - это гидравлическая система. Долговечность его узлов зависит от давления масла, которое создает масляный насос. Производительность насоса напрямую завязана на обороты коленчатого вала.

На холостом ходу масляный насос выдает минимально допустимое давление. Его хватает, чтобы поддерживать масляный клин в подшипниках скольжения, но недостаточно для интенсивного заполнения стенок цилиндров и охлаждения днища поршней. В современных турбомоторах, где теплонагруженность зашкаливает, это становится критически. Масло течет медленно, оно успевает перегреться в зонах трения, теряя свои защитные свойства прямо в пятне контакта.

2. Химическая атака, почему масло умирает стоя?

Главный враг двигателя в пробке не трение, а химия. При работе на малых оборотах и малых нагрузках температура в камере сгорания ниже расчетной. Топливовоздушная смесь сгорает не полностью.

Часть несгоревшего бензина неизбежно прорывается через поршневые кольца в картер. В движении, когда масло прогрето до 100-110°C , бензин быстро испаряется из него через систему вентиляции картера. Но в пробке, особенно зимой, масло в поддоне может иметь температуру всего 60-70°C. Бензин остается в масле, разжижая его.

Последствие: Вязкость падает с условных 5W-30 до состояния воды.

Результат - Задиры на вкладышах и распределительных валах, которые вы заметите только тогда, когда мотор начнет "постукивать".

3. Нагар и "залегание" колец

-2

Холостой ход это идеальные условия для образования кокса. Низкая скорость потока газов и неполное сгорание приводят к тому, что на коронках поршней и в канавках поршневых колец скапливается шлак.

Маслосъемные кольца теряют подвижность первыми. Как только кольцо "залегло", оно перестает снимать масло со стенок цилиндра. Это масло сгорает, образуя еще больше нагара. Так запускается цепная реакция, в результате которой становится "масложор". К нам в сервис часто привозят машины с пробегом 60 000 км, у которых поршневая группа выглядит так, будто машина прошла все 300 000 км по трассе. Разница лишь в том, что эти 60 тысяч были набраны в городских пробках.

4. Катализатор и свечи, работа на износ

Система выпуска в пробке страдает не меньше. Каталитический нейтрализатор эффективно работает только при высоких температурах. На холостых он "остывает", забиваясь продуктами неполного сгорания. Свечи зажигания не достигают температуры самоочистки, покрываясь рыхлым черным налетом. Это приводит к пропускам зажигания, которые еще сильнее заливают цилиндры бензином.

5. Моточасы это честный счетчик ресурса

Главный обман современного автопрома это регламент замены масла по пробегу. Если вы проехали 15 000 км по трассе со скоростью 100 км/ч, мотор проработал 150 часов. Если те же 15 000 км вы "проползли" в пробках со средней скоростью 20 км/ч, мотор молотил 750 часов. И это не есть хорошо.

Масло в городском режиме вырабатывает свой пакет присадок в 3-4 раза быстрее. К моменту визита к мастеру в вашем картере уже не смазочный материал, а "черная нефть" , которая не защищает, а убивает металл.

Как минимизировать ущерб?

Если ваш ежедневный маршрут - это сплошная пробка, примите два правила как аксиому!

Сократите интервал замены масла. В городских условиях это 5 000 - 7 500 км или 250 моточасов. Это дешевле, чем замена турбины или капремонт.

Давайте мотору "подышать". Хотя бы раз в неделю выезжайте на трассу и проезжайте 30-40 минут на стабильных оборотах (2500-3000 об/мин). Это поможет выжечь нагар и выпарить топливо из масла.

А теперь вопрос на засыпку для "старичков" и любителей сэкономить? Вы всё еще верите регламенту в 15 000 км или же поняли, что это прямой путь в магазин запчастей за новым цилиндров? Кто из вас реально замеряет часы работы двигателя? Пишите в комментариях, обсудим.