Найти в Дзене

Советский кабриолет, который покорил Европу, но был запретен для нас: правдивая история Lada Natasha

Вы когда-нибудь видели «восьмерку» без крыши? Не самопальную переделку с помощью болгарки в гараже, а настоящий заводской кабриолет, от которого веет западной роскошью? А ведь такая машина существовала. В Советском Союзе о ней только мечтали, разглядывая мутные фото в журналах, а по улицам Парижа и Брюсселя она колесила совершенно свободно. Знакомьтесь: Lada Natasha – автомобиль, доказавший, что даже суровый советский автопром мог быть красивым. В конце 80-х дела у наших автомобилей на Западе шли неплохо. «Лада Самара» (она же наша ВАЗ-2108) продавалась в Европе как горячие пирожки. Европейцы любили её за «неубиваемость» и низкую цену. Но была одна проблема: наша машина считалась простой рабочей лошадкой, лишенной стиля. Советско-бельгийская компания Scaldia-Volga, которая торговала нашими машинами в Европе, решила пойти ва-банк. Чтобы завоевать молодежь и богатую публику, они придумали сделать из бюджетной «восьмерки» модный прогулочный кабриолет. Просто срезать крышу было нельзя – ку
Оглавление

Вы когда-нибудь видели «восьмерку» без крыши? Не самопальную переделку с помощью болгарки в гараже, а настоящий заводской кабриолет, от которого веет западной роскошью? А ведь такая машина существовала.

В Советском Союзе о ней только мечтали, разглядывая мутные фото в журналах, а по улицам Парижа и Брюсселя она колесила совершенно свободно. Знакомьтесь: Lada Natasha – автомобиль, доказавший, что даже суровый советский автопром мог быть красивым.

Зачем ВАЗу вообще понадобился кабриолет?

В конце 80-х дела у наших автомобилей на Западе шли неплохо. «Лада Самара» (она же наша ВАЗ-2108) продавалась в Европе как горячие пирожки. Европейцы любили её за «неубиваемость» и низкую цену. Но была одна проблема: наша машина считалась простой рабочей лошадкой, лишенной стиля.

Советско-бельгийская компания Scaldia-Volga, которая торговала нашими машинами в Европе, решила пойти ва-банк. Чтобы завоевать молодежь и богатую публику, они придумали сделать из бюджетной «восьмерки» модный прогулочный кабриолет.

-2

Как «Зубило» превратилось в элегантную «Наташу»

Просто срезать крышу было нельзя – кузов сложился бы пополам на первой кочке. Задачу решали всем миром. Дизайн поручили нашему соотечественнику – вазовскому дизайнеру Владимиру Ярцеву (да-да, тому самому, кто позже рисовал внешность ВАЗ-2110). Он специально поехал в командировку в Бельгию, чтобы создать машину, которая понравится искушенным европейцам.

Результат превзошел ожидания. Грубые формы «зубила» скрыли за элегантным пластиковым обвесом. Имя выбрали гениальное: Lada Natasha. Для европейского уха это звучало женственно, экзотично и очень по-русски.

-3

Технический шедевр, а не кустарщина

Многие думают, что кабриолеты – это небезопасно. Но только не в случае с «Наташей». Производство наладили не где-нибудь, а в Бельгии, на мощностях кузовного ателье EBS.

Инженеры совершили маленькое чудо:

  • В машину вварили мощный каркас жесткости.
  • Укрепили днище и пороги.
  • В некоторых версиях ставили дугу безопасности за передними сиденьями.

В итоге «Наташа» без крыши оказалась даже жестче и прочнее, чем обычная «восьмерка» с крышей! Правда, пришлось пожертвовать весом – машина потяжелела примерно на 70 кг.

-4

Сколько это удовольствие стоило?

В 1990 году, когда машину показали на автосалоне в Брюсселе, это был фурор. Но за красоту надо было платить.

Во Франции обычная Lada Samara стоила около 54 000 франков. А вот за новенькую Lada Natasha просили уже 80 000 франков. Разница почти в полтора раза! И тем не менее, это было все равно на 30% дешевле, чем у конкурентов вроде Volkswagen Golf Cabrio или Ford Escort Cabrio. Европейцы охотно голосовали кошельком за «русскую экзотику» по доступной цене.

-5

Почему мы её потеряли?

Сказка длилась недолго. С 1990 по 1995 год успели выпустить всего около 450-456 экземпляров.

Почему так мало? Причин несколько: развал Советского Союза, экономические проблемы в Европе и устаревание самой модели 2108. Компания Scaldia-Volga начала терять позиции, и уникальный проект свернули.

В СССР и России официально новую «Наташу» купить было невозможно. Она была чисто экспортным продуктом. Те единичные экземпляры, что встречаются на наших дорогах сейчас – это «ре-экспорт»: машины, которые энтузиасты выкупили у европейцев и привезли обратно на историческую родину.

А вы бы хотели прокатиться на такой «Наташе» летним вечером?