Под Новый год с разницей в пять дней на Новой сцене ГАБТа свои творческие отчеты представили солисты Большого – народные артисты Азербайджана Динара Алиева и Эльчин Азизов
В Советском Союзе на сцене главного оперного театра страны постоянно выступали великие певцы – его штатные солисты родом из разных союзных республик. Самые представительные «диаспоры» имели, наверное, Украина и Грузия – достаточно вспомнить славные имена Ивана Козловского, Алексея Кривчени, Бэлы Руденко или Зураба Анджапаридзе, Зураба Соткилавы, Маквалы Касрашвили. Певцы из Азербайджана выходили на подмостки ГАБТа только в качестве гастролеров – в труппе они появились уже только в постсоветское время, но заняли не менее прочное место.
Баритон Эльчин Азизов был первым, став солистом Большого в 2008-м, спустя два года к нему присоединилась сопрано Динара Алиева. Оба быстро стали знаменитыми, получили высокие звания от своей родины, все годы поют на сцене ГАБТа ведущий репертуар, нередко участвуют в премьерах, причем в первых составах, то есть театр делает на них ставку.
Из самых последних достижений солистов – безупречно созданные образы в операх Чилеа и Верди: Алиева удивила и убедила как Адриенна Лекуврер, Азизов – в вокально и актерски сложной партии-роли Риголетто. В начале нынешнего, юбилейного для театра сезона Азизов еще и попробовал себя в режиссерской ипостаси: старт марафону 250-летия был дан именно его постановкой «Иоланты», в которой Алиева спела заглавную партию.
Помимо оперных партий, которых с каждым годом становится все больше, а спетые прежде получают новое осмысление и лоск, причем не только в Большом, у обоих солистов – внушительная международная карьера, оба находятся в неустанном поиске. Алиева постоянно поет камерные концерты, а еще у нее есть фестиваль «Опера-арт», не раз удивлявший Москву раритетным репертуаром и яркими звездами из-за рубежа. Азизов все время ищет синтетические формы презентации оперного искусства (отсюда и выход в режиссуру), результатом чего стал его проект «Опера без бабочки».
В день своего 45-летия Динара Алиева отметила 15-летие карьеры в Большом, предложив двухчастную концертную программу: строгий академизм в ней она смело соединила со шлягерами. Когда-то, начиная покорять Москву, Алиева пела похожий концерт в Зале Чайковского, заявив свои претензии на репертуарную всеядность, но повтором это назвать нельзя – и номера во многом были другими, и сама артистка стала иной. Голос потяжелел и уплотнился, драматические краски стали явственнее и острее, а стабильности, мастерства – в разы больше.
В первом отделении – любимые Алиевой Верди и Пуччини, для опер которых словно создан ее «инструмент». Леонора из «Силы судьбы» пронзила истово страдальческими интонациями, в арии Баттерфляй, несмотря на внешне демонстрируемые надежды, проявилось глубоко запрятанное отчаяние. Показала Алиева и редкого Пуччини: если в прошлые годы она подарила Москве концертное исполнение никогда не шедшей у нас «Ласточки», то теперь это была ария из раннего «Эдгара». Ну и, конечно, не обошлось без ее любимой Адриенны – речитатив перед выходной арией, где есть место мелодекламации, прозвучал броско и неумолимо, в преувеличенном пафосном стиле расиновского театра, а сама ария была спета на тончайших, парящих нюансах.
Во втором отделении артистка погрузила публику в стихию музыки, которая практически не звучит в Большом: сарсуэла, оперетта, мюзикл, киномузыка – хитовые арии Джудитты и Сильвы, колыбельная Клары, песни Арлена и Лара были прослоены мамбо из «Вестсайдской истории» и хором «Oh, can’t sit down» из «Порги и Бесс». Учитывая нынешние традиции исполнения такой музыки, на сцену вынесли микрофон, но он был лишним для мощного голоса Алиевой. Когда в арии Легара она, пританцовывая, «гуляла» по сцене от кулисы к кулисе, совершенно забывая про устройство, звук летел в зал свободно и ярко, наполнял его так же легко, как и в классической опере. Стилистически достоверной певица оказалась не только в близкой опере венской оперетте, но и в Гершвине, и в голливудском шлягере, и в разудалой петенере Валентины из «Девушки из Марчены» Федерико Морено Торробы – сарсуэлу Алиева поет давно и с большим вкусом и мастерством.
Вторая половина вечера была подчеркнуто праздничной – артистка старалась зарядить публику оптимизмом. Для этой цели в ход шла не только искрометная музыка – каждый номер Алиева предваряла небольшим конферансом, иногда даже переходя на легкий интерактив с залом. Но если она коснулась такого формата лишь слегка, то Эльчин Азизов сделал общение с залом ключевым моментом своего вечера.
Декабрьская «Опера без бабочки» – уже вторая. Год назад Азизов опробовал формат дружеской беседы с залом, перемежая шутки и воспоминания с оперными ариями. Музыкально это был настоящий винегрет – Глинка, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Верди, Пуччини. Второй концерт певец озаглавил «Наш Чайковский», посвятив программу юбиляру уходящего года. Помимо оркестра (как и на концерте Алиевой, под управлением Антона Гришанина) в нем также участвовал хор ГАБТа. Хористы расположились среди зрителей, которые ничего не подозревали до тех пор, пока в урочный час сопрано и альты из бельэтажа не провозгласили «Девицы, красавицы, душеньки-подруженьки», а тенора и басы из бенуара не сообщили, что «старости недолго ждать».
Азизов когда-то начинал и даже прославился вовсе не как оперный певец, а как кавээнщик, участник команды «Парни из Баку». Прежние свои навыки он с лихвой продемонстрировал вновь – кружил по партеру, переговаривался то с дирижером, то со зрителями, хохмил – иногда удачно, иногда рассказывая анекдоты с бородой, но создать непринужденную обстановку домашних посиделок ему в целом удалось. Академическая музыка «со скрипом» сочеталась с этой разбитной стилистикой, однако примиряла с ней впечатляющая вокальная форма певца: его крепкий баритон уверенно и выразительно прозвучал и в оркестрованных романсах, и в ариях из «Пиковой дамы», «Мазепы» и «Иоланты». Из последней, помимо традиционного Эбн-Хакии, была и чисто экспериментальная проба – басовая ария короля Рене, прозвучавшая совсем не жидко по тембру. А вот за лирические баритоновые страницы (Онегин, Елецкий и Роберт) виновник торжества браться не стал, поручив их молодому коллеге – кавалерскому баритону с почти теноровыми верхами Владиславу Чижову.
Второе отделение Азизов начал с провокации (впрочем, повторной – на первой «Опере без бабочки» этот номер уже был): с квазибалетного выхода. Преобразившийся в Щелкунчика, баритон-премьер карикатурно изобразил несколько характерных па, поразил сабелькой тряпичного Мышиного царя, выглядывавшего из левой кулисы, и обратился к публике: «Ну вот, заодно и на “Щелкунчике” побывали». На контрасте с этой клоунадой концерт завершило «отдание чести» Чайковскому под финальный заупокойный хорал из «Пиковой дамы». Воистину, от великого до смешного – один шаг, который Эльчин Азизов совершал туда-сюда не раз, предложив новую для Большого форму творческого вечера. Приживется ли она или коллеги предпочтут более привычный вариант а-ля Алиева – покажет время.
25 декабря 2025 г., "Играем с начала"