Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Вера Алентова (21.02.1942 - 25.12.2025) и Анатолий Лобоцкий (14.01.1959 - 20.12.2025): самые известные фильмы с их участием

Вспоминаем некоторые из фильмов, где эти талантливые актеры сыграли главные роли. Зависть богов. Россия, 2000. Режиссер Владимир Меньшов. Сценаристы: Марина Мареева, Владимир Меньшов. Актеры: Вера Алентова, Анатолий Лобоцкий, Александр Феклистов, Жерар Депардье, Ирина Скобцева, Владлен Давыдов, Людмила Иванова, Лариса Удовиченко, Владимир Ерёмин, Марина Дюжева, Леонид Трушкин, Александр Ворошило, Виктор Павлов, Юрий Колокольников, Игорь Кириллов, Анна Шатилова, Нина Ерёмина и др.
0,5 млн. зрителей. 1983 год. Замужняя женщина, мать взрослого сына неожиданно и страстно влюбляется во французского журналиста… «Зависть богов» Владимира Меньшова отчетливо напоминает по стилю его знаменитый хит – оскароносец «Москва слезам не верит». Те же четкость и ясность рассказанной истории. То же умелое сочетание мелодраматического и комического. Столь же любовно выписанные эпизодические персонажи... Правда, в «Зависти богов» сюда добавлены политические и эро*ические мотивы... Не знаю,

Вспоминаем некоторые из фильмов, где эти талантливые актеры сыграли главные роли.

Зависть богов. Россия, 2000. Режиссер Владимир Меньшов. Сценаристы: Марина Мареева, Владимир Меньшов. Актеры: Вера Алентова, Анатолий Лобоцкий, Александр Феклистов, Жерар Депардье, Ирина Скобцева, Владлен Давыдов, Людмила Иванова, Лариса Удовиченко, Владимир Ерёмин, Марина Дюжева, Леонид Трушкин, Александр Ворошило, Виктор Павлов, Юрий Колокольников, Игорь Кириллов, Анна Шатилова, Нина Ерёмина и др.
0,5 млн. зрителей.

1983 год. Замужняя женщина, мать взрослого сына неожиданно и страстно влюбляется во французского журналиста…

«Зависть богов» Владимира Меньшова отчетливо напоминает по стилю его знаменитый хит – оскароносец «Москва слезам не верит». Те же четкость и ясность рассказанной истории. То же умелое сочетание мелодраматического и комического. Столь же любовно выписанные эпизодические персонажи...

Правда, в «Зависти богов» сюда добавлены политические и эро*ические мотивы...

Не знаю, каким был бы фильм, сыграй главную мужскую роль французский актер. Но Анатолий Лобоцкий в роли парижского репортера кажется мне вполне убедительным.

Киновед Александр Федоров

-2

Завтра была война. СССР, 1987. Режиссер Юрий Кара. Сценарист Борис Васильев (по собственной одноименной повести). Актеры: Сергей Никоненко, Нина Русланова, Вера Алентова, Ирина Чериченко, Наталья Негода, Юлия Тархова, Владимир Заманский и др. 13,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Самоубийство старшеклассницы, у которой по ложному обвинению арестован отец. Директор школы, снятый с работы за «пособничество дочери врага народа». История наивной и чистой девушки Искры, воспитанной суровой матерью в традициях «военного коммунизма», но с каждым шагом убеждающейся в жестоком несоответствии лозунгов и официальных слов с происходящими вокруг трагическими событиями...

Драма Юрия Кары «Завтра была война», поставленная по повести Бориса Васильева, несет, на мой взгляд, следы ученического экзерсиса, которые особенно проступают в сценах загородного пикника или в некоторых эпизодах школьной жизни. Возникает впечатление, что многие молодые актеры не чувствуют атмосферы предвоенного времени, не могут отрешиться от штампов «школьной серии» студии Горького...

Но есть в фильме и удачи. Прежде всего темпераментно сыгранная Ниной Руслановой роль матери Искры. «Железный комиссар» в юбке, она безуспешно пытается убедить себя и других, что все идет, как надо, что жертвы были и будут, что без них невозможно движение вперед...

Или властная классная руководительница по кличке Валендра в колоритном исполнении Веры Алентовой. Актрисе удалось передать жестокость и беспринципность своей героини, готовой ради очередного «мероприятия» пожертвовать человеческой судьбой. На примере судьбы одного из старшеклассников авторы фильма показывают, что «учителя», подобные Валендре, воспитывали себе подходящую «смену»: конформистов, предателей и подхалимов...

В этой атмосфере поступок Вики Люберецкой, отказавшейся отречься от арестованного отца, можно с полным основанием назвать подвигом. Он помогает Искре окончательно прозреть, отказаться от прекраснодушных иллюзий.

Да, в фильме есть шероховатости и недостаток вкуса. Но создателям картины не откажешь в искренности и честности...

Киновед Александр Федоров

-3

Когда святые маршируют. СССР, 1990. Режиссер Владимир Воробьёв. Сценарист Александр Житинский. Актеры: Вера Алентова, Владимир Стеклов, Эммануил Виторган, Борис Соколов, Александр Хочинский, Александр Дольский, Давид Голощёкин, Игорь Дмитриев, Алла Балтер, Дмитрий Воробьёв, Юлия Меньшова, Владимир Балагин, Александр Баргман, Олег Погудин, Габриэль Воробьёв, Эвелина Блёданс и др.

Лучше сходить на концерт. Такова первая мысль, которая приходит в голову после просмотра фильма «Когда святые маршируют»…

Мне по душе наполненная иронической фантастикой проза Александра Житинского. В кино ему, к несчастью, не везет. Вот и его сценарий музыкального фильма в режиссуре Владимира Воробьева не стал, на мой взгляд, интересным явлением.

Замысел был хорош — создать драматический джаз-мюзикл о бывших музыкантах, на которых в 1950-х «наехала» репрессивная компания борьбы с «вредными влияниями».

Режиссер пригласил в картину известных актеров и даже популярного барда Александра Дольского. Увы, в результате фильм не только не потянул на уровень отечественного «Кабаре», но и оказался далеким от наивной гармонии картины Карена Шахназарова «Мы из джаза».

Неплохие музыкальные номера не в силах скрасить банальности диалогов, театральности в худшем смысле этого слова, невыразительности актерской игры, интонационной фальши и «провисания» действия, напрочь лишенного импровизационной стихии.

Киновед Александр Федоров

-4

Время желаний. СССР, 1984. Режиссер Юлий Райзман. Сценарист: Анатолий Гребнев. Актеры: Анатолий Папанов, Вера Алентова и др.

"Героиня Алентовой — женщина под сорок, сменившая немало работ и профессий. Была и секретаршей в солидном учреждении, и администратором в кафе, и тренером по плаванию. Сейчас работает в салоне косметичкой, одинока. Впрочем, есть сожитель, не слишком балующий своим вниманием, зато не забывающий одалживать деньги на разные надобности. Есть подруги, не слишком надежные в дружбе, но не забывающие при случае «подбросить» ей подходящих «кандидатов» в женихи. А Светлана Васильевна действительно хочет замуж, хочет устроить свою жизнь, обрести семью, дом.

Вот так, почти случайно, не очень поначалу обрадовавшись происшедшему, героиня выходит замуж. Предпочла бы, конечно, кого-нибудь познаменитее, человека из творческой среды, композитора, архитектора, писателя, но примирилась и с тем, что достался ей мало чем замечательный, далеко не молодой уже служащий (его-то и играет Анатолий Папанов), неприметный винтик в большом ведомстве, застрявший лет двадцать назад на рядовой должности, да так и просидевший на ней до сего дня.

В фильме немного событий, тем более фабульных хитросплетений, а вот характеры в нем неожиданные, неординарные. Как много, казалось бы, взаимоисключающих черт сплелось в Светлане Васильевне. Она способна и на самую тривиальную ложь, и на высокую честность, на прозаичную меркантильность и на душевную широту. Она полна энергии, деловой хватки, стремления по-своему переделать жизнь мужа, вывести его из безвестности, продвинуть по службе, переселить в другую квартиру, побольше, попрестижнее. Ведь все это не для себя — для него. Чтобы ему было хорошо, чтобы он поверил в себя. Разве он хуже других? Ведь он герой, служил во флоте, воевал, совершал подвиги. Сколько других, гораздо менее достойных чем он, преуспели куда больше! Разве это справедливо? Разве не стоит ради его же блага поломать привычную инерцию его установившейся жизни? Ну, пусть ему самому ничего, кроме того, что есть, уже не надо, но ради любви к ней разве не согласится он отказаться от каких-то прежних привычек!

Фильм говорит о вещах, житейски узнаваемых, повседневно обычных, но заставляет по-новому взглянуть на известное, о многом задуматься. Что есть счастье? И в чем смысл любви?

На чем держится семья? Что может сблизить двух очень разных, очень непохожих людей? И, кстати, что означает само название фильма — «Время желаний»?

А «Время желаний» — это, наверное, и есть вся человеческая жизнь. Пока человек жив, в нем живет и стремление к счастью. Только как по-разному понимают его люди, как оно хрупко, как зыбко…" (Липков, 1984).

Киновед Александр Липков («Спутник кинозрителя», № 8, 1984).

-5

Москва слезам не верит. СССР, 1979/1980. Режиссер Владимир Меньшов. Сценарист Валентин Черных. Актеры: Вера Алентова, Алексей Баталов, Ирина Муравьева, Раиса Рязанова, Александр Фатюшин, Юрий Васильев, Наталья Вавилова, Олег Табаков, Евгения Ханаева и др. 84,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

«Александра, Александра...» — звучит с экрана рефрен незатейливой и простодушной песни, и мы переносимся в Москву 1958 года, ту самую, которая «слезам не верит». Проходим вместе с героями картины по вечерним улицам столицы, мимо задорно выкрикивающего стихи поэта, мимо кажущихся ныне старомодными витрин магазинов, мимо кинотеатра с заманчивой афишей «Неделя французских фильмов», где рядом с тогдашними знаменитостями затесался молодой, но, как говорится, подающий надежды актер И. Смоктуновский. Входим в рабочее общежитие, отдыхающее после напряженной трудовой смены. Крутятся под иголками патефонов пластинки Робертино Лоретти н Эдиты Пьехи. «Я дежурный по апрелю», — поют где-то под гитару шлягер Булата Окуджавы.

Буквально с первых же минут создатели фильма «Москва слезам не верит» погружают нас в мир воспоминаний. Поколение сорокалетних вспоминает свою молодость.

Фабула первой серии фильма проста. Три подруги живут в рабочем общежитии. Для «пробивной» Людмилы жизнь представляется «большой лотереей», в которой нужно обязательно вытащить выигрышный билет — материально обеспеченного мужа: дипломата, «внешторговца», кандидата наук. Еще недавно героиня с такими стремлениями рассматривалась в нашем кинематографе как явление сугубо отрицательное, одним словом — мещанское. Однако артистка Ирина Муравьева видит Людмилу иной. Не страсть к «вещизму», а искренний азарт игрока. Добившись намеченной цели (муж — звезда советского хоккея), она вскоре понимает, что, наверное, есть на свете нечто большее, нежели материальное благополучие.

Антонина (Р. Рязанова) — совсем другая. Крестьянская основательность, спокойный мягкий характер. Она не гонится за счастьем — оно само приходит к ней, когда наступает срок.

А меж этих двух полюсов — судьба третьей подруги — Катерины (В. Алентова). Честная по натуре, она поддается на уговоры Людмилы «сыграть роль» дочери знаменитого профессора Тихомирова. Финал истории печален, а также не нов — Катя остается одна с ребенком на руках. А возмущенный «обманом» соискатель руки «профессорской дочки» (Ю. Васильев) гордо удаляется под строгое, но заботливое материнское крылышко...

Знакомая ситуация, верно? Нечто подобное мы видели, например, в недавнем «Школьном вальсе» Но, несколько забегая вперед, скажем, что и здесь характер «соблазнителя» — телеоператора Родиона далек от привычного киноштампа негодяя и подлеца. Юрий Васильев играет человека сложного, несомненно, умного, умеющего трезво оценить и осудить собственную низость. И когда через 20 лет он вновь сталкивается с Екатериной, опустошенный, подавленный, ему нельзя не поверить.

Во второй серии мы встречаемся с главной героиней картины уже в конце семидесятых. Ей сорок лет. Она директор крупного химкомбината. Комфортабельная квартира, новенькая «Лада». Интеллигентный любовник. И... одиночество.

А как же «Александра, Александра...»? Конечно, первые десять—пятнадцать лет дочь, как и каждый ребенок, не давал Катерине «соскучиться». Но теперь Александре (ее роль играет Н. Вавилова, знакомая зрителям по предыдущей работе В. Меньшова «Розыгрыш») двадцать лет, и у нее своя, «взрослая» жизнь.

Но все же — верьте судьбе! Как раз в то самое время, когда напористая заведующая клубом «Для тех, кому за 30» (неподражаемая Лия Ахеджакова) предлагает Екатерине «блат» — знакомство с «ответственным работником главка», появляется Гоша, «мастер—золотые руки», слесарь высшего разряда, человек, у которого «практически нет недостатков».

Давно уже не попадалась Алексею Баталову столь яркая, интересная роль. Мужественность, смелость, незаурядный ум, подлинная интеллигентность при чуть эксцентричном поведении — Гоша «подкупает» нас сразу и бесповоротно.

Отношения Катерины и Гоши складываются как нельзя лучше. Но — ирония судьбы! — их омрачает, если так можно выразиться, «антиобман»: Катерина невольно скрыла от Гоши свою «директорскую» сущность. Отсюда и новая спираль сюжета…

Светлое, оптимистичное настроение картины В. Меньшова, которую формально, да и по существу можно отнести к жанру мелодрамы, наверняка сохранилось бы при любом финале. «Печаль моя светла...» — такой эпиграф, вероятно, идеально подошел бы к фильму. И мы верим в судьбу Екатерины Тихомировой. Не зря же банальная, но верная пословица говорит о том, что счастье обязательно приходит к тому, кто его достоин.

И в этом — еще одна и, может быть, главная особенность фильма. Используя, на первый взгляд, приевшиеся ситуации, знакомые драматургические ходы, авторы всякий раз открывают нам новизну старых истин, создают непростые и незаурядные характеры, касаются серьезных (и, кстати говоря, не так уж часто встречающихся на экране) проблем и ситуаций.

Другое достоинство картины — четкая ориентация на зрителя. Не заигрывание, не усложненность изобразительного ряда, а откровенный, серьезный разговор. И это очень важно, так как при современном избытке информации, и киноинформации в том числе, на хороший фильм попасть порой так же трудно, как выиграть в лотерею. А чтобы у картины была счастливая судьба — долгая экранная жизнь — нужно вложить в работу не только талант, но и душу.

Бесспорно, Валентин Черных и Владимир Меньшов своим фильмом попали, что называется, «в точку» самых сокровенных зрительских желаний. Отсюда и феноменальный кассовый успех картины (свыше 84 миллионов зрителей только за первый год демонстрации), госпремия и «Оскар»...

Киновед Александр Федоров

-6

Ширли-мырли. Россия, 1995. Режиссер Владимир Меньшов. Сценаристы: Владимир Меньшов, Виталий Москаленко, Андрей Самсонов. Актеры: Валерий Гаркалин, Вера Алентова, Инна Чурикова, Армен Джигарханян, Игорь Угольников, Сергей Баталов, Лев Борисов, Ролан Быков, Леонид Куравлёв, Любовь Полищук, Олег Ефремов, Олег Табаков, Александр Ворошило, Нонна Мордюкова, Сергей Арцибашев, Евгений Весник, Евгений Герчаков, Аркадий Коваль, Евгений Александров, Александр Панкратов-Чёрный, Михаил Кокшенов и др. 1,6 млн. зрителей.

Выбрав в качестве названия абсолютно непереводимое на иностранные языки выражение «Ширли-мырли», Владимир Меньшов с самого начала заявил о создании национальной комедии-боевика, не рассчитанной на премии западных фестивалей. Двухчасовой фарс о братьях-близнецах и украденном алмазе должен был, по мысли режиссера, стать лидером российского проката и потеснить американские блокбастеры.

Бесспорно, «Ширли-мырли» не смогли повторить успеха знаменитого фильма Меньшова «Москва слезам не верит». Да и другие его картины прошли по экранам, пользуясь куда большим зрительским вниманием. Однако российская киноситуация середины 1990-х была коренным образом отлична от благоприятной для практически любой профессионально сделанной развлекательной ленты 1970-х — 1980-х. Поэтому полупустые (или наполовину заполненные) залы кинотеатров на фильме «Ширли-мырли» можно считать коммерческой победой режиссера.

Что же касается художественного качества ленты, то оно бесспорно, вероятно, только для истинных поклонников грубовато-солоноватого юмора и анекдотов про алкашей, евреев, цыган и иностранцев в России. Композиционная рыхлость, затянутость многих эпизодов, излишняя утрированность актерской игры... Все это, быть может, и соответствует духу капустника-междусобойчика артистической тусовки, однако сравнения с памятными гайдаевскими комедиями — «Кавказской пленницей» и «Бриллиантовой рукой», на мой взгляд, не выдерживают.

Киновед Александр Федоров