Найти в Дзене
Дельные советы

Русланы в России: Где они все и почему их так сложно встретить?

Давайте представим. Вы в аэропорту. Мимо проплывают стройные «Боинги» и «Айрбасы», суетятся региональные «Бомбардье». И вдруг… Оно. Махина, похожая на добродушного кита с шестью двигателями, горбоносая, неповоротливая лишь на вид. Это Ан-124 «Руслан» легенда, гордость и во многом загадка постсоветского неба. И главный вопрос, который мучает авиалюбителей: «Сколько же этих штук осталось в России и

Автор Игорь Гладников
Автор Игорь Гладников

Давайте представим. Вы в аэропорту. Мимо проплывают стройные «Боинги» и «Айрбасы», суетятся региональные «Бомбардье». И вдруг… Оно. Махина, похожая на добродушного кита с шестью двигателями, горбоносая, неповоротливая лишь на вид. Это Ан-124 «Руслан» легенда, гордость и во многом загадка постсоветского неба. И главный вопрос, который мучает авиалюбителей: «Сколько же этих штук осталось в России и где они все прячутся?»

Давайте разбираться, но сразу предупрежу: подсчет «Русланов» это не пересчет пуговиц на пальто. Это скорее детектив с элементами саги о выживании.

Сначала сухие (но важные) цифры:

Всего с 1982 по 2004 год было построено 55 экземпляров Ан-124.

Из них:

До распада СССР успели сделать 36 самолетов.

После 1991 года Россия и Украина (завод в Ульяновске и кооперация с Киевом) построили еще 19 штук, но уже с трудом и скрипом.

А теперь расклад по «месту жительства» на сегодняшний день. Готовы? Их можно разделить на три условные категории.

Категория 1: «Боевые трудяги» (Гражданские авиакомпании)

Здесь царит почти монополия. Знакомьтесь «Волга-Днепр» и «Авиалинии 224-го летного отряда» (бывшая «Полет», а ныне дочка ГК «Ростех»). Это главные «руслановоды» страны.

«Волга-Днепр»: Их стая когда-то была самой большой в мире. Но время, санкции и суровые условия эксплуатации сделали свое дело. Если в лучшие годы у них было около 12-15 рабочих лошадок, то сейчас в регулярной коммерческой эксплуатации, по данным открытых источников и трекеров, находится всего 3-5 самолетов. Остальные либо на хранении (в Ульяновске можно увидеть эту внушительную «коллекцию»), либо в глубокой модернизации, сроки которой стали очень… эластичными.

«Авиалинии 224-го ЛО»: Эта компания «темная лошадка». Она работает в основном на государственные и оборонные нужды. По разным оценкам, в ее парке может быть от 5 до 8 исправных Ан-124. Но увидеть их на выполняющими рейс из Парижа в Шанхай, большая редкость. Они как спецагенты: их работа часто не афишируется.

Где их можно встретить? Летают они нечасто, но метко. Перевозят турбины для электростанций, части космических ракет, гуманитарную помощь в зоны бедствий, тяжелую строительную технику. Их рейс всегда событие в аэропорту прибытия.

Категория 2: «Силовики» (Военно-транспортная авиация ВКС России)

Это закрытая тема, но кое-что известно. В составе ВКС России официально числится (по данным Минобороны) около 26-30 единиц Ан-124. НО! Ключевое слово «числится».

Практика показывает, что из этого количества реально летающих, находящихся в строевых частях, гораздо меньше эксперты говорят о 10-15 машинах. Почему?

Канибализация: Когда одна машина ломается, запчасти с нее часто идут на ремонт другой. Так «флот» постепенно сокращается.

Сложность обслуживания: «Руслан» сложнейший организм. Держать его в воздухе без полноценной заводской поддержки и запчастей титанический труд.

Они на особом положении: Эти самолеты возят самое ценное ракетные комплексы, боевую технику, личный состав на стратегические расстояния. Их берегут и используют для самых важных задач.

Юмористическая вставка для разрядки:

Представьте ангар,где стоят несколько «Русланов». Один говорит другому: «Слышь, Вась, у тебя третье колесо в правой стойке еще крутится? А то мне на замену срочно надо». А третий из угла грустно: «Ребята, может, у кого лишний двигатель завалялся? А то я тут уже пятый год как экспонат». Это, конечно, шутка, но в каждой шутке…

Категория 3: «Музейные экспонаты и грустные памятники»

Часть машин просто… закончила свой путь. Они стоят:

В учебных центрах (как в Рязани), где из них делают тренажеры для пожарных и спасателей.

На вечной стоянке в аэропортах, медленно превращаясь в источник запчастей.

В музеях (как в Монино) как дань уважения эпохе.

Так сколько же ВСЕГО? Итоговый (очень приблизительный) подсчет.

Давайте попробуем сложить пазл:

1. Летный гражданский парк (активно работающий): 8-12 самолетов (вместе у «Волги-Днепр» и 224-го отряда).

2. Летный военный парк (реально строевой): 10-15 самолетов.

3. На хранении, в долгой модернизации или «полуживые»: еще около 15-20 штук по всем ведомствам.

Итого на территории России находится примерно 35-45 самолетов Ан-124 в разной степени сохранности. Но крылатых и способных подняться в воздух в лучшем случае, 25-30.

Почему такая разница? Потому что статус «Руслана» может меняться каждый месяц. Сегодня он в ремонте, завтра снова в небе, послезавтра стал донором.

Почему их так мало летает? Три главные причины:

1. Санкции. Это больно и очевидно. Большинство критически важных систем (двигатели Д-18Т, авионика) производились на заводе «Мотор Сич» в Запорожье. Цепочки поставок разрушены. Делать запчасти самим дорого и долго.

2. Огромная стоимость эксплуатации. Один час полета «Руслана» это десятки тысяч долларов. Нужен уникальный груз, уникальный заказчик и уникальная логистика.

3. Возраст. Самому молодому «Руслану» уже почти 20 лет. А многие ровесники наших родителей. Ресурс не бесконечен.

Вывод, который просится сам:

Ан-124 «Руслан» это не просто самолет. Это символ ушедшей эпохи, когда две страны могли вместе создать шедевр инженерной мысли. Это «последний из могикан» гигантской транспортной авиации, который до сих пор не имеет полноценных аналогов в мире (да, Boeing 747-8F и Ан-225 «Мрия» была, но это другая история).

Они еще летают. Их рычащее, низкое гудение двигателей еще можно услышать. Но с каждым годом их становится меньше. Они превращаются из рабочей лошадки в штучный, почти раритетный инструмент для особых случаев.

А что вы думаете?

Видели ли вы «Руслан» вживую? Где и что он вез (если знаете)?

Стоит ли пытаться наладить его полное собственное производство (проект «Руслан-2» периодически всплывает в новостях), или это деньги на ветер?

Какой груз, на ваш взгляд, был самым необычным за всю историю перевозок этим гигантом? (А перевозили они, между прочим, и целые поезда, и другую «Мрию» после крушения, и даже слонов!).

Пишите в комментариях давайте обсудим этих небесных титанов! И поделитесь статьей, если было интересно пусть больше людей узнает, какие уникальные машины еще бороздят наше небо.

Информация в статье собрана из открытых и проверенных источников: данные авиационных порталов (таких как Russianplanes.net), отчеты экспертов в транспортной авиации, реестры авиакомпаний и наблюдения энтузиастов на трекерах полетов. Цифры могут немного колебаться, но общая картина именно такова.