В этой статье мы подробно разобрали, какие официальные документы бизнес может запросить для сверки с налоговой, как это сделать и на какие важные моменты стоит обратить внимание, чтобы избежать ошибок
Зачем нужна сверка с налоговой?
С введением единого налогового счета (ЕНС) все обязательства и платежи каждой компании или предпринимателя аккумулируются на одном балансе, а налоговая служба автоматически списывает денежные средства по установленному приоритету. Такие правила делают регулярную сверку с ФНС критически важной.
Очередность списания следующая:
- задолженность по НДФЛ, начиная с самой старой;
- текущий НДФЛ;
- задолженности по другим налогам и взносам, начиная с самой старой;
- остальные налоги и взносы;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если не отслеживать этот процесс, можно не заметить старый долг. В результате текущие обязательства окажутся оплачены не в полном объеме, что мгновенно приведет к начислению санкций за просрочку уже по этим платежам.
Пример. ИП Степанов С. С. не перечислил налог на имущество в сумме 5000 руб. и пропустил требование ФНС. На его ЕНС образовалась задолженность. В апреле он перечислил на ЕНС 60 000 руб. в счет единого налога УСН. ФНС закрыла долг по имуществу, а на УСН отправила только остаток этой суммы — 55 000 руб. В итоге на ЕНС Степанова отражается обязательство по налогу УСН и пени за недоплаченные налоги.
Какие документы можно запросить в ФНС
В налоговой службе можно запросить два основных документа, которые дают полную картину состояния ЕНС: справку об остатке денежных средств на счете и справку о движении денежных средств.
Обе справки могут быть подготовлены в двух вариантах:
- Упрощенная версия: в целом по счету.
- Расширенная версия: раскрывает информацию в разрезе каждого конкретного обязательства — отдельно по налогам, страховым взносам, а также начисленным пеням и штрафам.
Если в данных ФНС обнаружены расхождения или ошибка, можно инициировать совместную сверку. Для этого нужно запросить в инспекции акт сверки, внести в него свои цифры и направить заполненный акт обратно в ФНС.
Справка о состоянии сальдо ЕНС
Справка о состоянии сальдо ЕНС отражает разницу между всеми перечисленными платежами и начисленными обязательствами.
Сальдо ЕНС может быть:
- Положительным — означает, что есть переплата или средства на счету, ожидающие списания в установленный срок.
- Отрицательным — имеется задолженность по налогам, взносам, пеням или штрафам.
- Нулевым — обязательства полностью исполнены, переплата отсутствует.
ФНС предоставит справку о состоянии сальдо, которая включает четыре обязательных приложения:
- Детализация отрицательного сальдо.
- Предстоящие и зарезервированные платежи.
- Расчет пени с 1 января 2023 года.
- Расшифровка задолженности по всем видам налогов, авансовых платежей, страховых взносов и сборов.
Справка предоставляется налоговым органом в течение 5 рабочих дней с даты регистрации запроса.
Важно! Если справка показывает переплату, можно подать заявление на ее возврат или зачет в счет будущих платежей.
Справка о принадлежности
Справка о принадлежности сумм ЕНП — это детальный отчет о движении денежных средств на ЕНС. Она необходима, чтобы точно увидеть, на погашение каких конкретно обязательств налоговая направила деньги.
Запрашивать ее стоит, если данные из справки о сальдо ЕНС не совпадают с внутренними расчетами бизнеса.
В справке отражаются операции за запрошенный период (но не более чем за последние три года):
- Раздел «Поступления» отображает все зачисления на ЕНС. Это могут быть прямые платежи, суммы, зачтенные в пользу бизнеса другими лицами (например, контрагентом по решению суда) или учтенная переплата с прошлых периодов.
- Раздел «Списания» детализирует все расходные операции с ЕНС: зачеты переплаты в пользу других лиц, списания в счет исполнения налоговых обязанностей (с указанием конкретного налога, взноса, пени или штрафа, в счет которого пошла сумма).
Важное ограничение! Справку можно получить только за периоды, когда действовал ЕНС, то есть с 2023 года. Запрос данных за 2022 год и более ранние периоды вернет нулевой результат.
Справка о принадлежности также предоставляется в течение 5 рабочих дней с даты регистрации запроса.
Акт сверки
Акт совместной сверки расчетов — это официальный документ, который используется для детального анализа и урегулирования разногласий с налоговой инспекцией.
Запросить акт сверки стоит в двух случаях:
- При несогласии с данными ФНС, чтобы документально оформить расхождения.
- При необходимости полной расшифровки по всем или конкретным налогам, взносам, сборам и КБК за определенный период.
Акт предоставляет полную детализацию, включая все операции.
Как получить документ для сверки
Запросить документы для сверки с ФНС можно двумя основными способами: электронно и на бумажном носителе. Для этого нужно заполнить и подать специальное заявление. Для справок предусмотрена общая форма заявления. Для акта совместной сверки — отдельная, специальная форма.
Электронный способ — самый быстрый вариант. Запрос подается через «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС. Для подписания запроса потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).
Готовые документы также придут в электронном виде.
Чтобы запросить справки через ЛК на сайте ФНС, нужно воспользоваться одним из путей:
- На главной странице кабинета найти раздел «Жизненные ситуации», раскрыть полный список, нажав «Показать все», и выбрать пункт «Запросить справки и другие документы».
- Второй вариант: через меню в правом верхнем углу перейти в раздел «Единый налоговый счет», а затем открыть вкладку «Заявления».
Если нет возможности подать запрос онлайн, можно направить бумажное заявление в свою ИФНС. Сделать это можно лично, через своего уполномоченного представителя с доверенностью, а также в МФЦ или Почтой России — заказным письмом с описью вложений.
При этом нужно учитывать особенности при запросе акта сверки. Электронный акт сверки предоставляется в течение 3 рабочих дней. Однако внести в него свои возражения нельзя, он носит лишь информационный характер. Бумажный акт запрашивается письменным заявлением и предоставляется в течение 5 рабочих дней. Это рабочий документ для урегулирования споров — в него можно вписывать свои расчеты и возражения для официального ответа ИФНС.
По техническим причинам ФНС не формирует справки и акты по состоянию на 28-е число каждого месяца (в ЛКН на эту дату отображаются данные за 27-е). Если 28-е выпадает на выходной, запрет переносится на следующий рабочий день.
Что делать, если не согласны с налоговой
Если есть несоответствия в данных ИФНС, их можно официально оспорить.
Зафиксировать свои расхождения можно только в бумажном акте совместной сверки (раздел I и II, графа 3). Электронная версия акта носит исключительно информационный характер и не позволяет вносить возражения.
Далее нужно направить подписанный акт с внесенными расхождениями в налоговую инспекцию одним из способов:
- Лично или через представителя с доверенностью.
- Почтовым отправлением с описью вложения.
- Через «Личный кабинет налогоплательщика» (при наличии УКЭП).
К акту сверки желательно приложить пояснительную записку в свободной форме и копии подтверждающих документов, которые обосновывают заявленную позицию.
Согласно регламенту, ИФНС обязана рассмотреть обращение и вынести решение в течение 30 календарных дней с даты регистрации запроса.
Этот порядок позволяет урегулировать спор на досудебной стадии. Если после рассмотрения налоговая не согласится с доводами, бизнес сможет обжаловать ее решение в вышестоящем налоговом органе или в суде.
Доверьте бухгалтерию нашей команде профессионалов. Мы обеспечим полный контроль за вашим единым налоговым счетом и гарантируем своевременное оформление всех документов и платежей. Оставьте заявку прямо сейчас, и мы проконсультируем вас подробнее о наших услугах.