Найти в Дзене

Особенный ребенок, который уважал столы, но категорически не признавал стулья

Разумеется, это вовсе не значит, что ребенок претворял в жизнь заветы хрюкающей соседки тёти Кошки, которая полагала, что нужно сидеть на столе и питаться стульями. Но столы - действительно играют в жизни этого ребенка наиважнейшую роль. Гораздо более весомую, чем у многих других ребят, которые приезжали в стационары нашего социального спецучреждения для детей с особенностями развития. А так как я работаю в творческом отделе, и основная задача педагогов - это проведение кружковых занятий с детьми, то, понятное дело, работаем мы с коллегами-кружководами не на игровой площадке, не в коридоре и не в спаленках уютными кроватками, а в самом обычном кабинете. Со столами и стульями (большими и маленькими). И это логично, что дети на занятиях должны сидеть за столами, на стульях! Всё-таки, у нас не какой-то новомодный частный центр, в котором занятия проходят "по капризу" (ну, типа, если ребенок хочет заниматься на полу, на лестнице или на люстре - пожалуйста). И никаких "ковриков" в творческо
Оглавление

Разумеется, это вовсе не значит, что ребенок претворял в жизнь заветы хрюкающей соседки тёти Кошки, которая полагала, что нужно сидеть на столе и питаться стульями.

Но столы - действительно играют в жизни этого ребенка наиважнейшую роль. Гораздо более весомую, чем у многих других ребят, которые приезжали в стационары нашего социального спецучреждения для детей с особенностями развития.

А так как я работаю в творческом отделе, и основная задача педагогов - это проведение кружковых занятий с детьми, то, понятное дело, работаем мы с коллегами-кружководами не на игровой площадке, не в коридоре и не в спаленках уютными кроватками, а в самом обычном кабинете. Со столами и стульями (большими и маленькими).

И это логично, что дети на занятиях должны сидеть за столами, на стульях!

Всё-таки, у нас не какой-то новомодный частный центр, в котором занятия проходят "по капризу" (ну, типа, если ребенок хочет заниматься на полу, на лестнице или на люстре - пожалуйста). И никаких "ковриков" в творческом кабинете быть не должно. Да и вообще, творческие занятия "по плану" - не содержат в себе никакого "флор-тайма" и прочих изяществ, этим занимаются совсем иные специалисты, а не педагоги по рисованию, лепке и прочим направлениям.

Но!

Судя по наблюдениям, многие ребята, которые приходили в наш кабинет на творческие занятия, не очень-то и желали садиться за рабочий стол (или за парту).

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Конечно, я понимаю!

  • Некоторые дети, ввиду своих сложных ментальных особенностей, вообще не знают и не понимают, что такое стол и для чего он нужен. Кто-то даже в кабинет войти не может без криков и яростной борьбы, и там не то что стол, а любой предмет в кабинете вызывает у них неприятие и ужас.
  • Ну а некоторые (те, которых, всё-таки, с горем пополам, удаётся посадить за рабочее место) - демонстративно отворачиваются от стола или бьют его ногами.
  • А ещё часто бывает, что ребенок, не желающий заниматься, просто сбрасывает со стола предметы, которые педагог приготовил для занятия с ним (ага, ага, щелбан по носу педагогу: не смог заинтересовать ребенка своим занятием).
  • Ну и совсем вопиющие случаи (которые тоже порой у нас бывают, хоть и редко) - это когда ребенок тупо опрокидывает стол, давая всем понять, что творчество ему неинтересно и вообще противно.

Короче, одна наша коллега на этой почве даже ироничный "критерий оценки" детей придумала: "как ребенок относится к столу - так будет и к самому занятию относиться"…

Но, как оказалось, любовь и уважение к столам - это вовсе не значит, что ребенок будет заниматься на уроке и всячески радовать педагога. Ведь "любовь и уважение" - люди выражают по-разному, а уж особенные дети - тем более.

Мальчик В.

Ребенок из стационара, 5 лет, ментальные нарушения.

Малюсенький, щупленький, лохматенький, чисто воробышек! Даже голосок такой же "чирикающий" и порывистый.

Не разговаривает, обращенную речь - не понимает, навыки самообслуживания (да и еще какие-либо навыки, использующиеся в каждодневной жизни) - не сформированы. Игрушками не интересуется, с людьми не контактирует, даже если находится с ними в одной маленькой комнате.

Ну, разве что обратит внимание на работающий телевизор (попялится минут 5-10) или оживится, если ему дадут телефончик с "поющими" маленькими мультиками А. Ярановой. И то, если повезет.

А так-то - он даже в игровую комнату редко выходит. В основном, сидит в своей палате.

Вот, недавно узнала от воспитателей, что сидит он там не на кровати, не на тумбочке, а… под столом (!). Мама сказала, что ему так нравится.

На занятии (точнее, на занятиях)

Кстати, напомню: в нашем творческом кабинете "прописано" несколько педагогов, поэтому занятия могут идти параллельно.

В частности, в тот раз, когда мальчик В. пришёл на лепку к моей соседке по кабинету, у меня (на занятии по оригами) в это время уже сидела за большой партой одна большая суровая девочка София.

София - очень деятельная, трудится добросовестно и аккуратно! Но лишь в том случае, если во время работы её "отпускать в свободный полёт", не стоять над душой и не лезть со своими советами (иначе она "огреет" советчика чем-нибудь, не шучу).

Поэтому, я просто выдала ей инструкцию в картинках и образец, показала кратко основные приёмы и предложила обращаться при возникновении трудностей. Договорились!

И тут приводят мальчика В…

Слишком быстро он влетел в кабинет. Так быстро, что мы с коллегой даже не поняли, кто его привёл: мама или воспитательница. А когда коллега выглянула в коридор, там никого уже не было.

Ну а мальчик В., прямо с порога - НЫРК под парту, точно по курсу! И не под какую-нибудь, а именно под ту, за которой работала София!

(парта - как бы сказать, "двусторонняя"… ну, т.е. стенка там посередине, и люди могут сидеть напротив друг друга)

Педагог - к нему, а он уже всей попой там на полу сидит, даже тапки сбросил. Естественно, на уговоры и приглашение пройти к СВОЕМУ рабочему месту - мальчик В. не реагирует. Просто не понимает! И на протянутые к нему руки тоже не обращает внимание.

Правда, у педагога была еще попытка аккуратненько вытянуть его оттуда - так мальчик В. сразу начал брыкаться-трепыхаться и заголосил во всю ивановскую.

Но, в принципе, коллега знала его "в деле" (точнее "в ничегонеделании") и прекрасно понимала, что лепить он всё равно не будет никогда и ни за что.

Да и сама заведующая их отделением в своё время педагогам говорила так:

- Если не захочет ничего делать - даже не настаивайте. Мама сказала: главное - из кабинета не выпускать. Она в курсе, что практически все его игры и радости - исключительно "подстольные".

Жаль только, что, даже находясь под столом, мальчик В. всё равно, кроме самого стола, ничем не интересуется.

Он может тереться о нижние края парты, тихонько стучать по стенкам изнутри и радостно "укать", аккуратненько "бумкать" макушкой снизу вверх изнутри по столешнице. И, даже если под столом будет валяться какой-нибудь предмет (игрушка, деталька конструктора или карандаш) - он даже на него не взглянет. Только стол! Только хардкор!

Ладно, смирились!

Педагог - смирилась с тем, что мальчик В. просто сидел под столом (столом "моей" Сони, а не под своим рабочим столом!), я - смирилась с тем, что производительность труда Сони может стать чуть хуже из-за копошения непрошеного гостя возле её ног, да и Соня - поначалу тоже не возражала.

Однако!

Сам мальчик В., видимо, хотел позаимствовать ВЕСЬ стол (ну, т.е., чтобы ВСЁ пространство под партой стало его "домиком"). А ноги Сони (довольно большие, между прочим) ему в этом мешали.

Ну и стал он (прямо под столом) раскачиваться и толкать её ноги. Да так интенсивно, что даже наша большая София с трудом удерживалась!

И, т.к. София - тоже человек непростой, она, естественно, рассердилась (хотя, уверена, что и "простой" человек рассердится в этой ситуации).

Она резко дернула ногой (вероятно, пытаясь сбросить руки мальчика) и закричала:

- Эй, щаз я тебе...!!

Педагог по лепке - снова к мальчику В.:

- Малыш, а давай под ДРУГОЙ столик пойдем. Вот здесь, совсем такой же! И свободный!

Ага, куда там! Не слышит он никого, и слышать не хочет. Только крепче и глубже засел в "нишу", продолжая трепать ноги Софии.

София - уже гневом наливается, топает, но еще пытается сдерживаться. Предлагаем с коллегой уже ЕЙ сесть за другую парту… Но она - как оказалось, тоже человек принципиальный.

Говорит:

- Ээээ, а почему Я? Я сидела ТУТ, первая! Мне удобно ТУТ! Это же ОН полез, а не я!

Отвечаю:

- Ну, Сонь, ну бывают такие непредвиденные обстоятельства… Да и столы ведь одинаковые.

А она (возмущенно):

- Как это одинаковые?! Тот стол - он для лепки. А этот - для оригами! Я отсюда не уйду!

Крепкий орешек!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

В итоге, педагог по лепке снова выглядывает в коридор (полагаю, надеялась, что мама мальчика В. таки подошла).

Но мамы не оказалось. Зато там была воспитательница отделения, где лежал мальчик В.

Она сама подошла и спросила:

- Ну как? Интересно, он и у ВАС под столом сидит?

А когда посмотрела, так и рассказала:

- Ой, вы не видели, как у него в столовой трапеза проходит. Тоже под столом. Сидит себе на полу, враскоряку, обнимает ножку стола. А мама ему с ложки, прямо под стол - ам!… вот прямо так и кормит. А чтобы рядом на стул сесть, как люди - ни за что! Сидит под столом да ротик открывает. Ох-ох, чего только на Руси-матушке не увидишь!

Уууу, моя последняя мысль была почти такой же, как у воспитательницы.

Но, всё-таки, решила я просто переставить занятие Софии на другое время (в тихий час), чтобы она больше с мальчиком В. на моём уроке не встречалась. По-моему, самое вменяемое решение.

А Вам, дорогие читатели, если уж говорить о столах то пусть они будут полные и богатые (к праздникам - как раз уместно).

Буду рада Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам