Главная новость последних дней – это якобы ЕАЭС с 2026 года запретят ввоз новых автомобилей.
Закон будет распространяться на частные автосалаоны и неофициальных импортёров. Возможность ввоза останется только для машин старше трёх лет. Так ли это? Разбираемся в материале.
Новые ограничения ввоза через ЕАЭС
Не успели мы справиться с утилём, решить, что делать с законом о 180 днях удержания в Китае, а как появились новые вести. Эксперты утверждают, что в 2026 году в ЕАЭС новых автомобилей станет существенно меньше из-за ограничений ввоза.
СМИ транслируют следующее:
- Решение было принято 21 декабря на заседании Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
- Ввоз новых автомобилей разрешат только официальным представителям производителей.
- Частным автосалонам, юридическим лицам и ИП будет доступен только импорт машин старше трёх лет.
- Норма вступит в силу через 30 дней после официальной публикации — ориентировочно в конце января 2026 года.
Мы сразу же проверили эту новость и посмотрели в первоисточнике.
Что по факту будет происходить?
По состоянию на 24 декабря 2025 года:
- На официальном новостном портале ЕЭК за период с 15 по 21 декабря нет ни одного сообщения о подобном запрете. Опубликованы только итоги заседаний по другим вопросам.
- Отсутствует номер решения, его текст и дата официальной публикации. Без этих элементов норма не может считаться действующей.
Вывод: На данный момент это не правило, а лишь вольная интерпретация в СМИ.
Самое главное – это документы?
Важно понимать: в ЕАЭС основное ограничение обычно касается не таможенного оформления, а получения Электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС). Без ЭПТС автомобиль нельзя поставить на учёт, даже если он уже физически находится в стране. Доступ к ЭПТС обеспечивают три процедуры:
- СБКТС — для физических лиц, ввозящих машину для личного пользования.
- ОТТС — серийное одобрение типа, которое получают официальные дилеры или представители производителя.
- ЗоЕТС — заключение на конкретное транспортное средство, оформляемое юридическими лицами и ИП для единичного ввоза.
Любые реальные изменения касаются именно правил оформления этих документов, а не самого факта ввоза.
Почему тотальный запрет для России выглядит неправдоподобно?
В текущих условиях многие автобренды официально покинули российский рынок, и «полноценных» официальных представителей просто нет.
Запрет ввоза для всех, кроме них, создаст правовой вакуум. Более логичным выглядит постепенное ужесточение процедур подтверждения соответствия (ОТТС/ЗоЕТС), что и наблюдается в последние годы.
Кроме того, ранее ЕЭК принимала решения, направленные на адаптацию цепочек поставок в условиях санкций, в том числе расширяюшие круг заявителей для одобрений.
Скорее всего, мы имеем дело с вбросом или чьей-то субъективной интерпретацией. Все наши текущие заказы для юрлиц и ИП выполняются в штатном режиме: вывоз, таможенное оформление и получение заключений проходят без изменений.
Мы также провели сверку с таможенными брокерами и испытательными лабораториями — никаких официальных уведомлений о новых ограничениях им не поступало.
Будем отслеживать ситуацию и сообщим, как только появятся официальные документы. На данный момент рекомендуем сохранять спокойствие и продолжать работу по действующим схемам.