В 2025 году невозможно говорить о современном искусстве, игнорируя влияние африканских художников и кураторов. Они не просто присутствуют на главных мировых биеннале вроде Documenta, Венецианской или Берлинской биеннале, Manifesta. Они меняют сами правила игры. Это уже не «добавление разнообразия» или вежливое встраивание «другого взгляда». Это глубокая деконструкция канона: вместо нейтрального «глобального искусства» — конфронтация, вместо витрины — политический разговор, вместо экзотики — критика колониального наследия и роли Запада. Ещё 10 лет назад африканское искусство на мегашоу занимало роль «гостя» — отдельного павильона или спецпроекта. Сегодня оно участвует в формировании самой архитектуры выставки. Ключевое изменение — в кураторских стратегиях: Термин curating spaces of confrontation описывает выставки, где эстетическое не отделено от политического. Конфликт здесь не замалчивается — он обнажается. Эти пространства строятся на принципах: Documenta: после 2017 года проект ста
Африканский поворот: как художники с континента меняют глобальное искусство в 2025 году
ВчераВчера
3 мин