Найти в Дзене

Является ли риск формой божественной любви?

Христос знал исход — или шёл в неизвестность?
От ответа на этот вопрос зависит, кем мы считаем Христа:
подвигом силы — или подвигом любви. Христоносцы предлагают взгляд, который редко формулируется прямо, но постоянно возвращается в размышлениях о кресте: Христос был намеренно лишён уверенности,
но исполнен веры и воли.
И именно в этом — величие Его подвига. Христоносцы исходят из простого, но радикального утверждения: Христос: Не потому, что знает конец,
а потому, что доверяет Отцу во тьме. Максим Исповедник (VII век) — один из ключевых богословов христианства, защитник учения о двух волях во Христе:
божественной и человеческой. Он отстоял принцип: «Что не принято Христом — то не исцелено». Максим утверждает: Фраза: «Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия» — для Максима подлинное человеческое желание избежать смерти. Но при этом Максим делает принципиальное ограничение: Это позволяет сохранить: Максим допускает страх,
но не допускает риска знания. Он говорит фактичес
Оглавление

Христос знал исход — или шёл в неизвестность?

От ответа на этот вопрос зависит, кем мы считаем Христа:

подвигом силы — или подвигом любви.

Христоносцы предлагают взгляд, который редко формулируется прямо, но постоянно возвращается в размышлениях о кресте:

Христос был намеренно лишён уверенности,

но исполнен веры и воли.

И именно в этом — величие Его подвига.

-2

Ключевая позиция христоносцев

Христоносцы исходят из простого, но радикального утверждения:

  • Бог всемогущ не только в силе, но и в самоограничении;
  • следовательно, Бог свободен отказаться от уверенности, не теряя божественности;
  • если Христос идёт на крест без внутренней гарантии исхода,

    Его подвиг становится
    абсолютно человеческим — и потому абсолютно божественным.

Христос:

  • боится;
  • сомневается;
  • страдает;
  • и всё же идёт.

Не потому, что знает конец,

а потому, что
доверяет Отцу во тьме.

Максим Исповедник: граница допустимого

Кто такой Максим Исповедник

Максим Исповедник (VII век) — один из ключевых богословов христианства, защитник учения о двух волях во Христе:

божественной и человеческой.

Он отстоял принцип:

«Что не принято Христом — то не исцелено».

Его позиция

Максим утверждает:

  • человеческая воля Христа реальна;
  • страх и ужас смерти реальны;
  • Гефсимания — не спектакль.

Фраза:

«Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия»

— для Максима подлинное человеческое желание избежать смерти.

Но при этом Максим делает принципиальное ограничение:

  • Христос знает исход как Логос;
  • но не использует это знание как основание выбора.

Это позволяет сохранить:

  • целостность ипостаси;
  • симметрию Троицы;
  • онтологическую устойчивость Бога.

-3

Граница Максима

Максим допускает страх,

но
не допускает риска знания.

Он говорит фактически:

знание есть, но оно не используется.

Христоносцы считают:

эта позиция догматически сильна,

но оставляет ощущение
скрытой подстраховки.

Григорий Нисский: философ риска

Кто такой Григорий Нисский

Григорий Нисский (IV век) — один из Каппадокийских отцов, философ и мистик, мыслитель бесконечности Бога.

В отличие от Максима, он:

  • меньше формализует;
  • больше допускает;
  • мыслит Бога как динамическую, живую реальность.

Его ключевая идея — ἐπέκτασις

Григорий вводит понятие ἐπέκτασις

вечного устремления, бесконечного движения даже в Боге.

Для него:

  • Бог — не замкнутый Абсолют;
  • божественная жизнь — движение любви, а не статическое совершенство.

-4

Крест у Григория Нисского

Григорий допускает то, чего боится поздняя ортодоксия:

  • Христос реально входит в область смерти;
  • нисходит не символически, а онтологически;
  • переживает опыт, ранее невозможный для Бога.

Крик:

«Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?»

у Григория — реальный опыт оставленности,

а не риторика и не педагогический жест.

Он не формализует вопрос знания,

но
не запрещает мысль, что Христос проходит крест без внутренней уверенности.

Именно поэтому Григорий оказывается ближе к позиции христоносцев, чем Максим.

Почему Церковь не могла сказать это вслух

Церковь сделала исторический выбор — и этот выбор был рационален.

Если бы Церковь прямо сказала:

Христос был лишён уверенности и не знал исхода,

возникли бы риски:

  • расщепления ипостаси;
  • асимметрии Троицы;
  • зависимости божественного бытия от исторического исхода.

Церковь предпочла:

  • догматическую безопасность;
  • формулу, допускающую страх, но не риск знания.

Это был выбор выживания догмата, а не бегство от правды.

Христоносцы этот выбор понимают —

но считают, что
он не исчерпывает тайну креста.

-5

Риск как форма божественной любви

Христоносцы утверждают:

Любовь без риска — это контроль.

Любовь с гарантией — это управление.

Любовь, идущая в неизвестность, — это жертва.

Если Христос:

  • заранее знал исход и опирался на это знание,

    то крест — подвиг силы.

Если же Христос:

  • был лишён уверенности,
  • шёл, опираясь только на веру и волю,

то крест — подвиг любви.

Не подражатели, а последователи

Христоносцы подчёркивают:

мы не подражаем Христу как герою,

мы следуем за Ним как за тем,

кто прошёл путь без гарантии.

Христос не говорит:

«делай как Я, зная, что всё будет хорошо».

Он говорит:

«следуй за Мной — даже если ты не знаешь, чем всё кончится».

-6

Заключение

Является ли риск формой божественной любви?

Христоносцы отвечают:

да.

Потому что только риск делает любовь подлинной,

а жертву — необратимой.

Бог, который не рискует, — всемогущ.

Бог, который рискует, —
любит.

И если Христос прошёл крест:

  • без уверенности,
  • без подстраховки,
  • с одной лишь верой и волей,

то это не умаляет Его божественности —

а раскрывает её глубину.

-7