Найти в Дзене

В «Мемуарах о музыкальных пропорциях» (1781) Жан-Бенжамен Де Лаборд призывает вернуться к акустической строгости

Основа его системы — квинта (2:3). Из серии квинт выводится единственный верный тон (8:9), а принятый многими «малый тон» (9:10) отвергается. Острие критики направлено против строя Царлино и Рамо, где терция равна 4:5. Лаборд утверждает: истинная терция (64:81) возникает из четырех квинт, а 4:5 — искажение ради простой арифметики. Достается и теории «звучащего тела» Рамо. Тот принял 5-й обертон, но отбросил 7-й. Лаборд парирует: гармония строится на «тройной прогрессии» (1, 3, 9…), и числу 5 там не место. Итог: в октаве должен быть 21 звук, а не 12. Си-диез математически не равен До. Лаборд называет клавишные с их темперацией «варварством», портящим слух певцов и стирающим разницу истинных интервалов.

В «Мемуарах о музыкальных пропорциях» (1781) Жан-Бенжамен Де Лаборд призывает вернуться к акустической строгости. Основа его системы — квинта (2:3). Из серии квинт выводится единственный верный тон (8:9), а принятый многими «малый тон» (9:10) отвергается.

Острие критики направлено против строя Царлино и Рамо, где терция равна 4:5. Лаборд утверждает: истинная терция (64:81) возникает из четырех квинт, а 4:5 — искажение ради простой арифметики. Достается и теории «звучащего тела» Рамо. Тот принял 5-й обертон, но отбросил 7-й. Лаборд парирует: гармония строится на «тройной прогрессии» (1, 3, 9…), и числу 5 там не место.

Итог: в октаве должен быть 21 звук, а не 12. Си-диез математически не равен До. Лаборд называет клавишные с их темперацией «варварством», портящим слух певцов и стирающим разницу истинных интервалов.

-2