Найти в Дзене
В трактате Иоганна Якоба Энгеля «Идеи о жесте и театральном действии» (1788) разбирается геометрия страстей
Автор утверждает: тело всегда движется по прямой к цели или от нее — это кратчайший путь. Охваченный желанием человек идет напролом, как Эгисф из трагедии «Меропа», пробивающийся к врагу сквозь толпу. Особо описан механизм испуга: при страхе человек пятится, не отводя глаз от угрозы. Однако актрисы того времени часто грешили против правды. Они боялись запутаться в длинных шлейфах и упасть «непристойным образом»...
14 часов назад
В «Мемуарах о музыкальных пропорциях» (1781) Жан-Бенжамен Де Лаборд призывает вернуться к акустической строгости
Основа его системы — квинта (2:3). Из серии квинт выводится единственный верный тон (8:9), а принятый многими «малый тон» (9:10) отвергается. Острие критики направлено против строя Царлино и Рамо, где терция равна 4:5. Лаборд утверждает: истинная терция (64:81) возникает из четырех квинт, а 4:5 — искажение ради простой арифметики. Достается и теории «звучащего тела» Рамо...
1 день назад
Связь музыки и нравов в Древней Греции Монтескьё называл парадоксом, но Франческо Мария Колле находит этому объяснение
В полисах труд ради наживы был уделом рабов. Граждане, избегая праздности, посвящали жизнь войне и гимнастике. Это превращало общество в лагерь бойцов, но, по Аристотелю, делало людей свирепыми. Балансиром стала музыка. Она смягчала «железное воспитание», воздействуя на дух, пока спорт закалял тело. Музыка пробуждала жалость и кротость, не давая воинам одичать. Эти два искусства взаимно компенсировали друг друга...
1 день назад
Иоганн Альтенбург в трактате 1795 года разделяет игру на трубе на «Feldstück» (полевые пьесы по звукам трезвучия) и «Clarin
». Немецкие трубачи превосходят других благодаря приемам артикуляции: «Zunge» (язык) и «Haue» (рубка). Автор раскрывает секретные слоги атаки: *ritiriton* для простого языка и *tikitikiton* для двойного. Это применимо к нижнему регистру; в высоком кларино это считается «чрезмерным искусничаньем». Прием «Haue» бывает «перекидывающимся» (*to ho to to*) и «парящим» (с вибрацией), используется чаще в финалах пьес...
2 дня назад
В «Басовом ключе» (1786) Йозеф Рипель утверждает: до изучения цифровки нужно усвоить «генерал-басовую лестницу
». Это учит избегать лишних цифр и понимать естественные обороты. Ступени называют по интервалу от тоники: ре — «секундовый скачок», ми — «терцовый» и т.д. Правила строги. Восходящая гамма: до — трезвучие. Ре и ми — секстаккорды. Фа и соль требуют трезвучий, но, чтобы избежать параллелей, используют квинтсекстаккорд. Он звучит «туповато», зато сглаживает голосоведение. Ля и си обычно имеют секстаккорд, но возможны исключения в зависимости от следующей ноты...
2 дня назад
В «Эссе о поэзии и музыке» (1778) Джеймс Битти оспаривает идею Аристотеля о музыке как подражании
Если живопись копирует природу, то музыка воздействует на душу иначе. Прямую имитацию звуков (лай собак, скрип) он считает неуместной, а изображение физической высоты нотами — каламбуром. Суть музыки — в выразительности. Битти объясняет музыкальное удовольствие механическим резонансом тела и ассоциациями. Орган настраивает на торжественность не из-за звука, а из-за связи с церковью...
3 дня назад
В примечаниях к поэме о музыке (1794) Джамбаттиста Далл'Олио касается истории «piano-forte», изобретенного Бартоломео Кристофори
Инструмент долго был неизвестен, пока не вошел в моду благодаря мастерам из Лондона и Парижа. Особо отмечен инструмент 1730 года работы Феррини. Им владела королева Испании, а затем певец Фаринелли, который увез его в Болонью и звал «моя супруга». Автор хвалит молоточковый механизм и расширение диапазона до пяти октав. Также обсуждаются эксперименты с делением октавы...
3 дня назад
Книга «Всегда готовый сочинитель полонезов и менуэтов» (1757) Иоганна Филиппа Кирнбергера позволяет любому стать композитором с помощью
игральных костей. Ноты здесь — материал для бесконечного конструктора. Алгоритм прост: бросок кубика (одного или двух) определяет число в таблице, которое указывает на конкретный такт из приложения. Его нужно переписать или выбрать соответствующую печатную карточку, выкладывая партитуру как пасьянс. Кирнбергер создавал это как полезную замену азартным играм. В отличие от карт, здесь игроки встают из-за стола с «выигрышем» в виде новой пьесы...
4 дня назад
В аккомпанементе на клавесине главное — вкус
Согласно Сен-Ламберу (1710), инструмент не должен заглушать голос, но обязан давать ему опору. Адаптируйтесь к певцу. Если голос тих — играйте мягко, сокращая аккорды. Для мощных голосов удваивайте партии левой рукой и используйте полные регистры. Громкость должна соответствовать солисту. Для объема звука применяйте арпеджирование (разложение аккордов). Это идеально для речитативов. В быстрых ариях аккорды берут одновременно с басом...
5 дней назад
Природа создала искусства для союза, но он требует строгой иерархии
В трактате «Изящные искусства...» Шарль Батте пишет: один вид искусства должен главенствовать, остальные — лишь служить ему. В драме правит Поэзия. Музыка и Танец здесь вспомогательны. Сложная мелодия или выверенная жестикуляция недопустимы — они затмевают стихи. Нужны лишь простые интонации и естественные движения. В опере инициатива у Музыки. Поэзия отступает на второй план, становясь простой и мягкой, чтобы следовать за пением...
5 дней назад
В анонимном трактате 1776 года «Письмо любителя оперы» предложен смелый план спасения Парижской оперы
Главный тезис: цель зрелища — удержание внимания, и судить об этом может только публика, платящая за вход, а не предвзятые «знатоки», чьи советы часто ведут к убыткам. Однако премьеры на главной сцене слишком дороги, а риск провала огромен. Закрытые же показы бесполезны из-за лести друзей. Автор предлагает проводить публичные «эссе» (опыты) в здании Колизея. Суть метода: Академия представляет «эскизы» будущих опер...
6 дней назад
В трактате 1532 года Георг Рау классифицирует музыкальные интервалы («модусы
»). Если современники насчитывали шесть модусов, то Рау, следуя традиции, выделяет девять. Он обосновывает это анатомией: голос формируют 9 «служб» (язык, 4 зуба, 2 губы, гортань, легкие). Столько же муз у Аполлона. Модус — это дистанция между звуками: 1. Унисон — фундамент, подобен единице. 2. Полутон — «тонкая» дистанция (mi-fa). 3. Тон — «напряженное» движение (от «греметь»)...
6 дней назад