Найти в Дзене

Реальность Неравенства

Есть идея, которую повторяют как молитву: «Все люди равны».
Она звучит благородно, утешительно, почти свято. Но стоит приглядеться и становится ясно: это не истина, а благочестивая ложь, призванная упростить сложное, усмирить хаос, убаюкать страх перед разнообразием. Люди не равны. Не были. Не будут. И в этом не трагедия, а условие жизни. Один рождается с душой, полной огня - холерик; чьи мысли мчатся, как всадники без узды.
Другой с телом, созданным для труда; тихий, упрямый, строящий мосты. Пока первый пишет оды разрушению.
Третий с умом, что живёт только в вопросах; он не строит и не сжигает, он размышляет, и это его подвиг. Их нельзя уравнять не потому что кто-то лучше, а потому что они разные инструменты в одном оркестре, и требовать от скрипки звучать как литавры - значит не добиваться гармонии, а создавать шум. Равенство не в том, чтобы сделать всех одинаковыми.
Равенство в том, чтобы дать каждому право быть собой, не боясь быть уничтоженным за свою природу.
Это разница между

Есть идея, которую повторяют как молитву: «Все люди равны».
Она звучит благородно, утешительно, почти свято. Но стоит приглядеться и становится ясно: это не истина, а благочестивая ложь, призванная упростить сложное, усмирить хаос, убаюкать страх перед разнообразием.

Люди не равны. Не были. Не будут. И в этом не трагедия, а условие жизни.

Один рождается с душой, полной огня - холерик; чьи мысли мчатся, как всадники без узды.
Другой с телом, созданным для труда; тихий, упрямый, строящий мосты. Пока первый пишет оды разрушению.
Третий с умом, что живёт только в вопросах; он не строит и не сжигает, он размышляет, и это его подвиг.

-2

Их нельзя уравнять не потому что кто-то лучше, а потому что они разные инструменты в одном оркестре, и требовать от скрипки звучать как литавры - значит не добиваться гармонии, а создавать шум.

Равенство не в том, чтобы сделать всех одинаковыми.
Равенство в том, чтобы дать каждому право быть собой, не боясь быть уничтоженным за свою природу.


Это разница между справедливостью и насильственным усреднением.
История знает множество попыток стереть различия: революции, проповедующие «равенство для всех», быстро превращались в охоту на тех, кто не вписывался в новый образ «человека вообще».

В СССР интеллигент, мечтающий о Пушкине или Булгакове, был опаснее врага.

-3

В современных урбанистических утопиях человек, верящий в традицию, семью, Бога, становится персоной нон грата, потому что его внутренний ритм не совпадает с ритмом прогресса.

Но дело не в идеологиях - дело в природе.
Никакая система не может стереть то, что заложено в человеке от рождения: темперамент, склонность к созиданию или размышлению, потребность в уединении или толпе, скорость реакции, глубину чувства, форму ума.

Все эти черты - не достоинства и не недостатки. Это параметры бытия, как цвет глаз или строение костей.

Опасность начинается тогда, когда общество путает равные права с равными способностями.

Когда начинает требовать от каждого: «Ты должен быть таким, как мы решим», а не: «Ты можешь быть собой - при условии, что не мешаешь другим быть собой».

Тогда рождаются два чудовища:

  • элита, которая считает своё отличие - превосходством.
  • и толпа, которая требует уничтожить всякое отличие, кроме своего.

Обе рождаются из одного корня: страха перед непохожестью.
Но природа не боится. Она не делает «равных деревьев». Она делает дуб и иву, сосну и оливу.

И не требует от ивы быть дубом, чтобы заслужить право расти.
Она просто даёт им одну землю, один дождь, одно небо и позволяет быть.


Сегодняшний мир всё чаще предлагает не равные условия, а равные маски:

  • будь «успешным» (по их мерке)
  • будь «правильным» (по их словарю)
  • будь «современным» (по их календарю)

А кто не вписывается - тому даётся выбор: либо сломай себя, либо исчезни.
Это не равенство. Это новая форма тирании, замаскированная под гуманизм.
Поэтому честность начинается не с лозунгов, а с признания:

Люди не равны и слава Богу
Их величие не в схожести, а в способности сосуществовать в различии.

Не в том, чтобы быть одинаковыми, а в том, чтобы не убивать друг друга за иначесть.

Они — разные. Но стоят под одним светом
Они — разные. Но стоят под одним светом
А теперь последний, неудобный вопрос:
Ты требуешь равенства или просто хочешь, чтобы все были как ты?