Вчера в Иркутском областном худмузее состоялась последняя лекция профессора Лобацкой в уходящем году.
После знакомства с Раисой Моисеевной я стала фанаткой её образовательного проекта «Арт-казус»! Поэтому прибежала на лекцию прямо с этой выставки 👇
О профессоре и её волонтёрском проекте я писала тут 👇
В худмузее уже стоит новогодняя ёлочка! (Так-то она там не в единственном экземпляре, у гардероба видела её подружку).
Тридцать лет назад Раиса Лобацкая открыла в ИРНИТУ кафедру геммологии (сейчас называется кафедрой ювелирного искусства и технологий).
Геммология — наука о драгоценных камнях и о ювелирном деле, связанном с ними.
Первая для меня лекция Раисы Моисеевны была посвящена иркутскому ювелирному искусству. Тогда я узнала, что в XIX веке Иркутск был ювелирной столицей Сибири! «Уроки искусствоведения» профессора – это тоже способ для меня узнавать об Иркутске больше.
Вообще ювелирное искусство в Иркутске существует более 300 лет: родилось оно вместе с городом — как только первопроходцы поставили острог и первый храм, который всегда предполагает ювелирные изделия: кресты, кубки, чаши, подсвечники, наличники и пр. В XIX веке в Иркутске жило 25 кланов — иркутские серебряники, изделия которых сейчас в очень многих музеях мира.
Последнюю лекцию 2025 года Раиса Моисеевна посвятила харизматичным женщинам, навсегда преобразившим ювелирный мир. Речь шла о Габриель Шанель (Коко Шанель), Эльзе Скиапарелли и Мириам Хаскель.
Истории успеха этих женщин настолько разные, что проще перечислить те немногие факты, которые объединяют героинь вчерашней лекции:
- каждая из трёх мастериц обладала нестандартным взглядом и выраженной индивидуальностью;
- у каждой был помощник-ювелир – мастер, воплощавший яркие идеи своей ювелирной музы;
- на ювелирном творчестве каждой мастерицы сказалась Вторая мировая война;
- все дамы прожили более 80 лет;
- до сих пор в ювелирном мире востребованы идеи этих женщин и созданные ими бренды.
Различий же будет гораздо больше. Габриэль Шанель была самородком из социальных низов, выросшим в монастыре, Эльза Скиапарелли – богачкой, которой было скучно под родительским крылом и хотелось своего особенного пути, Мириам Хаскель – дочерью еврейских эмигрантов из России, которая с детства проявляла интерес к созданию украшений.
Так поведать о женщинах-ювелирах, как знаток ювелирного искусства Раиса Лобацкая, я не смогу. Но могу изложить суть и показать фотографии слайдов презентации профессора 👇
Габриэль Шанель (19 августа 1883 – 10 января 1971)
Габриэль Шанель родилась 19 августа 1883 года в Сомюре (Франция). Её семью можно назвать неблагополучной. Отец-коммивояжёр был часто в разъездах, зарабатывал мало, выпивал и имел тяжёлый характер. Маме приходилось не только заботиться о четырёх детях (Габриэль была младшим ребёнком, у неё были два старших брата и сестра Жюли), но и по сути кормить всю семью. Необразованная женщина занималась низкоквалифицированным трудом (уборка, стирка и т. д.), и к 34 годам подорвала тяжёлой работой здоровье и умерла. Отец семейства понимал, что не сможет прокормить детей и передал их в приюты при монастырях – мужском и женском. Габриэль покинула монастырь сразу по достижении 18 лет, а её старшая сестра осталась там. В будущем сестра там и умрёт при родах, родив сына.
Габриэль Шанель приехала в Париж. В юности Габриэль работала продавщицей белья и пела в кабаре, откуда получила прозвище «Коко». Позже она открыла небольшой магазин шляпок в Париже, начав таким образом своё восхождение в мир моды. Благодаря монастырю она умела хорошо шить и стала этим зарабатывать.
Первая Мировая война повлияла и на женскую моду, так как ускорила уход эпохи кринолина: мужчины ушли на фронт, у женщин появилась возможность работать. Новые функции требовали более удобной, практичной одежды, которая подразумевала самообслуживание. И женская одежда, прошитая Коко Шанель из трикотажного полотна для солдатской одежды, произвела революцию в мире моды! На фото выше Шанель как раз в такой элегантной одежде. Но мы присмотримся к браслетам на её руках. Это византийские браслеты. Они и стали первыми украшениями, созданными по задумке Коко Шанель, и стали первыми аксессуарами бренда. Так в 1920-е годы стартовало новое направление творчества Шанель. Её изделия резко контрастировали с традиционными дорогими ювелирными изделиями, предлагая доступный способ подчеркнуть стиль и вкус.
Вышедшая из социальных низов, Шанель понимает, что не все женщины могут позволить себе дорогие украшения. И её бренд создаёт искусные имитации.
«Украшений должно быть много. Если они настоящие, это отдаёт хвастовством и дурным вкусом. Я делаю фальшивые и очень красивые. Они даже красивее настоящих» (© Габриэль Шанель)
Шанель понимает, как поднять самооценку женщинам. В 1925 году Коко создаёт свой логотип.
Судьбоносным стало знакомство Шанель с герцогом Фолько ди Вердура. Их первая встреча произошла благодаря общему другу, герцогу Вестминстерскому. Вскоре выяснилось, что взгляды обоих художников на красоту и эстетику совпадают, несмотря на разницу в происхождении и воспитании. Обе фигуры олицетворяли собой творческий дух эпохи: Коко Шанель прославилась своими революционными взглядами на женскую одежду, тогда как Фулько ди Вердура вдохновлялся старинными традициями ювелирного дела Италии и наследием, восходящим к эпохе Возрождения.
В своё время герцог спустил своё наследство на кутёж с друзьями и осознал, что должен начать себя обеспечивать. Художник и архитектор по образованию, у Шанель он начинал с декорирования тканей, но в 1929 году Коко предложила талантливому художнику попробовать себя в ювелирном искусстве. Византийские браслеты – его первые изделия.
Ди Вердура черпает вдохновение для своих ювелирных экспериментов в мозаиках храмов.
И создаёт уникальные броши. В конце 1930-х годов состоялась выставка украшений, организованная Домом Chanel. Экспозиция привлекла внимание светской публики и профессионалов индустрии моды. Здесь посетители могли увидеть оригинальные предметы искусства, воплощающие видение Шанель и талант герцога-ювелира.
Эти броши на выставке производят впечатление на всю художественную общественность. Их приобретает Диана Фриланд – редактор французского журнала Vogue о моде. Она икона стиля. И с того дня Дом Channel обрёл ювелирное имя.
Свои доступные широкому кругу изделия Коко назвала Bijoux. Так появилась бижутерия, которая позволила многим женщинам самовыражаться через украшения.
Востребованность бренда Channel породила новое творческое партнёрство. Ювелир Поль Ирибе создаёт по эскизам Шанель коллекцию ювелирных украшений Bijoux de Diamonds. Звёзды тут – это напоминание о том прошлом Коко, когда в юности она выходила из стен приюта и смотрела на звёздное небо и мечтала о другой жизни.
Партнёрство Коко Шанель и Поля Ирибе продолжалось вплоть до конца 1930-х годов, пока трагическое событие не оборвало жизнь последнего.
Разошлись пути Шанель и с Фулько ди Вердурой. В 1937 году герцог уехал в США. В память о своём ювелирном старте в салоне в Нью-Йорке он поместил портрет Шанель и там же на столе византийские браслеты.
Во Вторую мировую войну Шанель подозревалась в связях с немцами. Когда Францию оккупировали войска Третьего рейха, Шанель жила в парижском отеле «Ритц», который превратился в штаб-квартиру немецкой разведки. После окончания войны Шанель предстала перед французским судом, чтобы объяснить под присягой показания арестованных немецких офицеров, которые говорили о её связях с разведкой. Масштабы взаимодействия с разведчиками Шанель отрицала. В 1944 году её выпустили на свободу при условии, что она покинет Францию. Шанель пришлось уехать в Швейцарию, где она жила до 1954 года. Вернувшись во Францию, Коко возобновляет ювелирное направление работы. С помощью друзей находит опытного ювелира-ремесленника Робера Гуссенса.
Он оказался верным спутником в бизнесе и проработал с ней до конца её жизни. Гуссенс говорил: «Мадам единственная из всех, кто понимает, что ей нужно». Робера Гуссенса прозвали Месье Bijoux.
Яркой коллекцией стали его изделия, воплотившие идею Шанель о грубоватых, древних ценностях, похожих на артефакты прошлого 👇
Браслеты оставались пунктиком у Шанель. В 1954 году на византийских браслетах впервые появляется логотип Channel 👇
Это серьги работы Гуссенса 👇
И броши в виде мальтийских крестов 👇
Коко Шанель никогда не была замужем. У неё были романы с влиятельными мужчинами, например, английским промышленником Артуром Капелем (Боем), герцогом Вестминстерским, русским великим князем Дмитрием Павловичем. Однако ни один союз не стал прочным.
Журнал Time включил Шанель в список 100 самых влиятельных людей XX века. В этом списке она была единственным человеком из мира моды.
Во Франции есть музей, посвящённый жизни Габриэль «Коко» Шанель. Это Музей моды города Парижа (Palais Galliera). В коллекции музея — одежда, аксессуары и архивные материалы из различных коллекций Шанель.
Эльза Скиапарелли (10 сентября 1890 – 13 ноября 1973)
Эльза Скиапарелли (Скиап) – диаметральная противоположность Коко Шанель.
Родилась она в очень богатой семье в Риме. Отец – известный профессор, мама из семьи Медичи. Братья отца – знаменитые генерал и учёный-астроном. Эльза росла увлечённым, любознательным и энергичным ребёнком, быстро училась.
В 18 лет покинула свою семью в стремлении уйти от размеренной жизни навстречу новым впечатлениям. Она уехала в Лондон учиться, но никуда не поступила, ходила на разные курсы. На лекции по теософии Эльза познакомилась с Вильгельмом де Керлором, который представлялся экстрасенсом. Они объявили о помолвке на второй день после знакомства.
21 июля 1914 года в Лондоне состоялась свадьба Эльзы и Вильгельма. Молодожёны жили на деньги семьи Скиапарелли. В 1915 году де Керлора депортировали из Британии за гадание. Пара «кочевала» по разным странам, в 1920 году Эльза родила дочь Гого. Спустя 8 лет мужа убили в Мексике.
Эльза отправилась за новой жизнью в Париж. В 1929 ходу происходит судьбоносное знакомство: Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали встречаются на премьере фильма Луиса Бунюэля «Андалузский пёс».
Тогда Эльза уже решила, в каком направлении хочет развиваться – модельный бизнес и ювелирное дело.
Аксессуары Скиапарелли привели в восторг Сальвадора Дали.
Шляпку в виде туфли (на фото выше) с удовольствием носила супруга художника Гала.
Свои необычные авторские платья Скиапарелли начала дополнять не менее необычными украшениями, порождёнными коллаборациями с экстравагантными сюрреалистами. Наиболее яркими были Сальвадор Дали, Жан Кокто, Кристиан Берар.
Сальвадор Дали был другом Скиапарелли и Шанель. При этом обе женщины не признавали друг друга и даже ни разу не разговаривали.
В своей книге «Дневник одного гения» Дали писал: «…То же самое произошло у меня с Коко Шанель и Эльзой Скиапарелли, которые вели между собой гражданскую войну из-за моды. Я завтракал с одной, потом пил чай с другой, а к вечеру снова ужинал с первой. Всё это вызывало бурные сцены ревности».
Скиапарелли всегда смотрела на Шанель свысока, а Шанель в беседах с другими называла Скиапарелли «той женщиной, что мнит себя швеёй». Тем не менее ювелирный бизнес у обеих процветал, потому что он был для совершенно разных целевых аудиторий.
Омары были яркими персонажами Скиапарелли.
В 1938 году общественность была впечатлена появлением Скиапарелли в ожерелье с насекомыми (позже она продемонстрировала у сумочку) 👇
Скиапарелли создала коллекцию брошей-насекомых, которые стали её визитной карточкой. Она выбрала бабочек, пчёл, жуков и кузнечиков. Каждое украшение было миниатюрной скульптурой, где причудливые формы сочетались с неожиданными материалами: эмаль, разноцветное стекло, позолота, металлические детали с эффектом старины.
«Фантазия — не тот цветок, что растёт на почве пассивности, ему нужна решимость» (© Эльза Скиапарелли)
В начале 30-х годов Кокто и Скиапарелли создали брошь-подвеску «Око». Дали извелся от зависти, когда увидел.
Десятилетие спустя в США Дали создал «Око времени». Это был его омаж (поклон) друзьям.
В 1954 году Эльза Скиапарелли ушла из бизнеса и начала путешествовать по миру, а Коко Шанель в это время вернулась после вынужденного отъезда в Швейцарию.
Но и годы спустя идеи Скиапарелли будут вдохновлять на новые шедевры 👇
Дэниел Роузберри — креативный директор модного дома Schiaparelli – адаптирует наследие основательницы бренда Эльзы Скиапарелли к современности. В коллекциях Роузберри сочетаются сюрреализм и изысканная роскошь, а образы балансируют между повседневностью и театральностью.
В 2021 году Леди Гага выйдет петь гимн Америки в платье Дома Скиапарелли.
В Париже есть Музей декоративного искусства, который посвящён творчеству Эльзы Скиапарелли. музей собрал более шести тысяч коллекционных рисунков Скиапарелли. Экспозиция объединяла 520 работ, в том числе 272 наряда и аксессуары самой Скиапарелли, а также картины, скульптуры, украшения, парфюмерию, керамику, плакаты и фотографии близких друзей и современников. Я бы туда пошла!
Мириам Хаскель (Хаскелл) (2 июля 1899 — 14 июля 1981)
Родилась в Телл-Сити (штат Индиана) в семье русско-еврейских иммигрантов. С детства девочка отличалась интересом к работе с украшениями: она чинила украшения соседям, мастерила новые изделия из старых, создавала для продажи симпатичные украшения с бусинами. О золотых руках Мириам знал весь район.
Родители владели небольшим галантерейным магазином, их доходы позволили дать дочери и сыну образование. Дочь училась в университете в Чикаго. Окончила бакалавриат и в 1924 году переехала в Нью-Йорк.
В 1926 году открыла первый ювелирный бутик — Le Bijou de l'Heure («Драгоценности времени») — в старом отеле McAlpin.
Одноимённая компания, которая впервые продемонстрировала украшения Мириам Хаскелл в нью-йоркском отеле McAlpin, существуют до сих пор. В настоящее время компания зарегистрирована как Haskell Jewels, LLC.
В 1926 году к бизнесу присоединился ювелир Фрэнк Хесс, который создал фирменный стиль бренда Miriam Haskell.
Во время Второй мировой войны Хаскель попросила Хесса создать новые патриотические украшения без металла, используя натуральные материалы и пластмассу. Металл нужно беречь для военной миссии солдат, считала Мириам. Так появились необычные и доступные украшения 👇
Мириам Хаскель создала «костюмную бижутерию» — украшения из недрагоценных материалов, которые соединили модные тенденции в украшениях и одежде в единый комплекс. Хаскель развила в своём ювелирном творчестве идею украшений-трансформеров. Мириам сама рисовала эскизы 👇
Мириам придумала продавать изделия частями, и женщины годами собирали коллекции. И эти коллекции можно было комбинировать между собой.
Как и у Коко Шанель в Париже, у Мириам Хаскель в Нью-Йорке был свой фирменный знак.
Хаскель была скромным и спокойным человеком. Она делилась своими эскизами только со своим ювелиром Франком Хессе. Их дружба была весьма скандальной, при чём скандалы начинал именно Хессе. Ему нередко казалось, что именно он придумал дизайн того или иного изделия. Тогда Мириам показывала ему эскиз, чем доказывала, что именно её рисунок был первоисточником. И так продолжалось годами.
На всю жизнь у Хаскель осталась её детская любовь к бусинам. Любила она и жемчуг и его имитации.
После Второй мировой войны дизайнер стала использовать японский жемчуг, который делали по уникальной технологии: многократно погружали в раствор из целлюлозы, рыбных плавников и разнообразных смол. Хаскель заказывала партии разных размеров и цветов.
Изделия Хаскель востребованы до сих пор.
«Мириам Хаскелл сделала для женщин Соединённых Штатов то же, что сделала её современница Коко Шанель для хорошо одетых дам Парижа, установив бижутерию как модный и ценный вид искусства сам по себе. Только за это сегодняшние коллекционеры бижутерии могут поблагодарить её» (© Джудит Миллер)
Мириам Хаскель сама уйдёт из фирмы ближе. Она начала чувствовать себя больной, ей было сложно перемещаться, взаимодействовать с людьми.
В 1950 году из-за проблем со здоровьем она была вынуждена продать компанию своему брату Джозефу Хаскеллу. Хессе ещё 10 лет будет работать после её ухода, после него концепции Хаскель будут воплощать ещё четыре дизайнера.
Дизайнер покинула свой огромный дом на берегу Гудзона, где она жила одна, и переехала к матери-вдове. Обследования в больницах показали, что у Хаскель развивалась болезнь Альцгеймера.
В 1977 году Мириам Хаскель переехала в Цинциннати под опеку своего племянника Малкольма Дубина, который обеспечил старость под присмотром сиделки. Там она и скончалась в 1981 году в возрасте 82 лет.
Три ювелирные музы.
Шанель, Скиапарелли, Хаскель.
- Коко Шанель стала революционеркой в моде и создательницей бижутерии, которой мы пользуемся др сих пор.
- Эльза Скиапарелли сохранила одно искусство в другом, отразив личные устремления в творчестве. Она продемонстрировала «высокий ювелирный дизайн».
- Мириам Хаскель первой не просто придумала украшения-трансформеры, а воплотила в жизнь идею «сам себе дизайнер» – женщины стали сочетать украшения на свой вкус. Меньше рамок – больше сочетаний.
Этих гениальных женщин с их творческим потенциалом не превзошёл ни один ювелир-мужчина.
После лекции я поинтересовался у профессора, какой из героинь лекции она бы отдала предпочтение как дизайнеру. Моё предположение было верным: Скиапарелли! Искусствовед Раиса Моисеевна выбрала «искусство в квадрате». Но добавила очень по-женски: «Но вообще зависит от ситуации». Тут действительно не поспоришь))
Спасибо всем, кто дочитал статью до конца. Вы теперь тоже как будто побывали на лекции в художественном музее Иркутска!
Кстати, а вам какой дизайнер ближе?))
Меня зовут Анна. Переезд в Иркутск вдохновил на блог. Пишу о событиях и местах, где бывала лично. Подписывайтесь и заряжайтесь! ⚡