Мир не без добрых людей
Никто из попутчиков не успел ответить, потому что рядом остановилась чёрная «Волга» с военными номерами. Из окна выглянул смуглый моложавый полковник с характерным для азиата разрезом глаз.
- Садитесь, мужики, подвезу. – Произнёс он с добродушной улыбкой. - Автобус ещё не скоро будет.
- Мир не без добрых людей. – Буркнул Борисыч, поднимаясь со скамейки. - Поехали. Удача повернулась к нам лицом. Не одними мздоимцами славен Ташкент. Глядишь, и с билетами как-нибудь сладится.
- В аэропорт. – Бросил полковник водителю и сразу развернулся к нам. - Откуда будете, ребята? На мой опытный взгляд, вроде бы из одной части. Всё верно?
Куницын, сидевший слева, собрался было ответить, но его опередил Борисыч, как бы давая понять, кто из нас троих старший:
- Из Кандагара мы. В одном батальоне служили.
— Вот как? – Почему-то удивился полковник. – Знакомые места. Наш мусульманский батальон … гмм … мусбат по-простому, вошёл в Афганистан ещё в начале декабря семьдесят девятого. Майор Холбаев у меня командиром был. Да, парни! Время летит незаметно. Это сейчас я заместитель начальника разведуправления, а тогда совсем молодым офицером был. Вернулся уже майором. Надо же? И десяти лет не прошло, а я себя уже мудрым старцем в зеркале вижу. Полысел, раздобрел… смешно и грустно. Странное чувство. Вроде бы грешно на жизнь жаловаться, а душе всё равно чего-то не хватает. Вас увидел, аж сердце сжалось.
На несколько секунд в салоне повисла тишина, затем полковник снова повернулся к Алексею.
- Я так понимаю, что вы свой интернациональный долг уже сполна исполнили. Угадал?
- Исполнили. – Снова опередил Лёху Борисыч. – Некоторые даже с лихвой. – Со значением добавил он. – Кое-кому почти три месяца пришлось перехаживать. Ничего. Зато с заменщиками повезло. В один день в бригаду прибыли.
Полковник с трудом довернул голову к сидящему посередине майору:
- Согласен. Действительно повезло. В команде веселее и надёжнее. Меня Рахметом Юнусовичем зовут. – Как бы спохватился он. — Это я так … как говорится, для удобства общения. Всем вам представляться не надо. Всё равно одного капитана вижу. Тебя как зовут?
- Лёха. – Ляпнул растерявшийся от неожиданности Куницын.
- Алексей, значит. – Кивнул полковник. — Вот что я вам, уважаемые, посоветую: не связывайтесь в аэропорту ни с какими-такими «посредниками». Мошенников и проходимцев расплодилось немерено. Лица у них честные, глаза добрые, а на самом деле - конченное жульё. Деньги и проездные возьмут, а потом ищи ветра в поле. В линейное отделение милиции обращаться бесполезно. То ли не справляются, то ли сами на прикорме. Вот такие дела, мужики.
- Ну, деньги, это понятно. – Поддержал разговор Алексей. - А проездные-то им зачем? Для коллекции?
— Для того, чтоб подозрений у граждан сразу не вызвать. Ушлый народ. Подкованный в психологии. Выслушают с пониманием, поцокают языком, потом таксу в пять рублей объявят, дескать, не для себя, кассиру на лапу. Деньги за полную стоимость возьмут, якобы на случай, если не удастся взять билет по проездным и с озабоченным видом ко служебному входу. Всё чин по чину, поди догадайся. Правда, сейчас меньше народу ведётся на такое дело, но, к сожалению, ещё встречаются чересчур доверчивые люди. Аферисты быстро таких вычисляют. Я тебе вот что скажу, Алексей. Афганистан он не только человеческих жертв требует, он ещё совести лишает и души у людей калечит. Не удивительно, раз столько дерьма из-за речки к нам хлынуло. Наркотики, оружие, порнография … - Видимо, Рахмет Юнусович сбился с мысли, поскольку вдруг резко поменял тему. - На днях расширенный партийно-хозяйственный актив состоялся. Видел бы ты лицо Усманходжаева, нашего первого секретаря, когда ему докладывали про проституцию, наркоманию, хищения в особо крупных. Оно, конечно, понятно, что цифры раза в три занижены, и тем не менее. Да что там говорить? Даже на моей лысой голове волосы дыбом встали. Самое страшное то, что и в президиуме, и в зале сидели те люди, которые несут прямую ответственность за разгул преступности. И что? А ничего. Посидели, поговорили, поаплодировали и разошлись. Я свой родной Ташкент узнавать перестал. Раньше люди гораздо душевнее были. А теперь? Нынче всё деньгами измеряется. Алчность ненасытная в людях проснулась. Особенно у молодёжи.
Полковник замолчал и отвернулся к лобовому стеклу. Минуты две мы ехали молча. Наконец Рахмет Юнусович снова повернулся к Алексею:
- Я вот что предлагаю, ребята. Сегодня вы билеты по проездным однозначно не достанете. Кассиры их специально придерживают, чтоб, как говорят шахматисты, «на флажке» побольше срубить. Поэтому мы сейчас поедем в гостиницу. Не переживайте, парни, с номером проблем не будет. У меня там соседка дежурным администратором работает. Выделит комнатушку на троих. Часок посидим, поболтаем за рюмкой чая. У меня с собой как раз бутылочка коньяка имеется. Там и познакомимся по-человечески, как положено. Потом вы на боковую, а я домой к семье. С утра пораньше за вами заеду, в аэропорт отвезу и с билетами помогу. Ну что? Устраивает такой расклад?
- Согласны, товарищ полковник! – Откликнулись мы нестройным хором - Спасибо.
- Не за что. – Благодушно отмахнулся Рахмет Юнусович. - Разведка своих в беде не бросает.
Тем временем «Волга» свернула с проспекта, попетляла по узеньким улочкам и, наконец, остановилась у невысокого кирпичного здания с разбитой стеклянной табличкой над входными дверями.
- Позавчера заезжал, вывеска целёхонькой была. – Извиняющимся голосом произнёс полковник, выходя из машины. - Видать, народ вчера хорошо погулял. Пошли, ребята. Роза женщина с пониманием. Ни копейки денег с вас не возьмёт.
- Так не пойдёт. – Возразил я. – Не обижайтесь, товарищ полковник, но мы не согласны. Сколько положено, столько и заплатим. Роза женщина с пониманием, но это не значит, что она должна из своего кармана платить. Не частная лавочка.
- Не ершись. – Усмехнулся Рахмет Юнусович. – Инстинкт, так сказать, «принимающей стороны» сработал. Но, по большому счёту, ты прав. За моё гостеприимство соседке самой пришлось бы рассчитываться. А это никуда не годится. Получается, не позволил ты мне грех на душу взять. Всё, капитан. Закрыли вопрос. Роза идёт.
На крыльце появилась невысокая, чуть полноватая женщина в цветастом узбекском платье ниже колен и узорчатой тюбетейке.
- Проходите, гости дорогие. Милости просим. - Приветливо улыбнулась она. - Заждалась вас. Как Рахмет-ага позвонил, с тех пор и жду. Волноваться начала, не случилось ли чего по дороге? От старого аэропорта сюда не больше двадцати минут езды, а уже больше часа прошло.
- Зачем зря волноваться? – Принялся оправдываться полковник. - Просто хотел продукты к столу прикупить. Нехорошо с пустыми руками являться. Тыркнулись туда-сюда, да поздно. Все магазины закрыты, а к частникам заезжать не стал. Сама знаешь, не люблю. Ещё у телефона пришлось остановиться, чтоб тебя предупредить. Вот и припозднились. Давай, Роза, не стой, приглашай гостей в дом. Времени у меня немного, а нам ещё выпить-поговорить надо.
- Вечно ты меня, Юнусыч, в неловкое положение ставишь. – Укоризненно покачала головой Роза. - Какая из меня узбечка, если гостей пловом угостить не смогу? Тем более твоих друзей.
- Ну что ж? Придётся сегодня без плова обойтись. Как-нибудь в следующий раз. Проходите, ребята. Розе только дай поговорить, ни за что не остановишь.
- Как же плохо ты меня знаешь, Рахмет-ака! – Потешно всплеснула руками хозяйка. - Плов я всё-таки успела приготовить …
Продолжение следует.
Начало. https://dzen.ru/a/aTZxsYhg_lCirgUU
Предыдущая часть. https://dzen.ru/a/aUojStJH4X0w9QLU
Повести и рассказы «афганского» цикла Николая Шамрина, а также обе книги романа «Баловень» опубликованы на портале «Литрес.ру» https://www.litres.ru/