Найти в Дзене
Родители на MAXIMUM

«Нас не проведёшь»: три способа развивать критическое мышление детей

Представьте ситуацию: подросток читает сообщение о том, что за пять тысяч с маминой карты он прямо сейчас получит ответы на ЕГЭ. Чтобы такие предложения сразу казались мошенничеством, а не заманчивым предложением – учите детей критическому мышлению. Часть обучения навыкам нового времени, которые сложно найти в учебнике заключается в модели 4К — критическом мышлении, креативности, коммуникации и кооперации. Эти навыки помогают не зубрить, а понимать. И мы расскажем об одном из них – критическое мышление. О других трех компонентах и о том, как их развивать, с чек-листами и приемами, в нашей статье. Развивать критическое мышление можно без специальных занятий и сложных техник. Достаточно время от времени использовать простые приёмы, которые помогают подростку учиться рассуждать, сравнивать и делать выводы самостоятельно. Белая: какие факты есть? Красная: какие чувства вызывает? Чёрная: какие риски? Жёлтая: какие плюсы? Зелёная: какие идеи или альтернативы? Синяя: к какому выводу пришли
Оглавление

Представьте ситуацию: подросток читает сообщение о том, что за пять тысяч с маминой карты он прямо сейчас получит ответы на ЕГЭ. Чтобы такие предложения сразу казались мошенничеством, а не заманчивым предложением – учите детей критическому мышлению.

Часть обучения навыкам нового времени, которые сложно найти в учебнике заключается в модели 4К — критическом мышлении, креативности, коммуникации и кооперации. Эти навыки помогают не зубрить, а понимать. И мы расскажем об одном из них – критическое мышление.

О других трех компонентах и о том, как их развивать, с чек-листами и приемами, в нашей статье.

Развивать критическое мышление можно без специальных занятий и сложных техник. Достаточно время от времени использовать простые приёмы, которые помогают подростку учиться рассуждать, сравнивать и делать выводы самостоятельно.

1. «Шесть шляп мышления»

  • Суть: смотреть на одну тему под разными углами — факты, эмоции, плюсы, риски, идеи, вывод.
  • Как применять: когда ребёнок запутался, предложите пройтись по «шляпам»: «Что мы точно знаем?», «Что в этом может быть плюсом?», «Какие есть риски?» — и только затем делать вывод. Шляпы мышления:

Белая: какие факты есть?

Красная: какие чувства вызывает?

Чёрная: какие риски?

Жёлтая: какие плюсы?

Зелёная: какие идеи или альтернативы?

Синяя: к какому выводу пришли?

  • Зачем нужно: помогает подростку увидеть ситуацию целиком и научиться рассуждать, а не реагировать импульсивно.

2. Интеллект-карты

  • Суть: схема вокруг одной темы: ключевые факты, связи, причины.
  • Как применять: попросите ребёнка объяснить тему в виде простой схемы на листе. От вас — только вопросы: «Что здесь главное?», «Как это связано?».
  • Зачем нужно: подросток начинает видеть структуру темы и легче понимает сложный материал.

3. Сравнение точек зрения

  • Суть: умение увидеть два разных мнения об одном и том же.
  • Как применять: обсудите новость, видео или параграф: «Какие позиции здесь могут быть? Какие аргументы?»
  • Зачем нужно: формируется привычка думать самостоятельно, а не соглашаться с первым источником.