Есть названия, которые сами по себе уже приключение. «Ночь в Тунисе» - одно из них. Произнесите вслух и воображение уносится куда-то на юг, к тёплому морю, пряным запахам и незнакомым ритмам.
Маленькая страна на севере Африки, где горы переходят в пустыню Сахара, а Средиземное море дышит солёным ветром. Но эта пластинка не о географии. Она о том, как Jazz Messengers превращают каждое выступление в событие, а каждую ноту в маленький взрыв.
1960 год. Джаз на перепутье. Кто-то уходит в авангард, кто-то заигрывает с коммерцией. А Art Blakey делает то, что умеет лучше всего - играет хард-боп так, будто от этого зависит жизнь. И собирает вокруг себя музыкантов, которые через несколько лет изменят историю жанра.
Состав и сессия: Золотой стандарт
Art Blakey and The Jazz Messengers - A Night in Tunisia
Записано: 14 августа 1960 года | Издано: 1961 (Blue Note BLP 4049 / BST 84049)
Это золотой состав Messengers - возможно, один из лучших за всю историю группы. Пятеро музыкантов, каждому из которых нет и тридцати. Молодые, голодные, блестящие. Они еще не знают, что станут легендами, но играют так, будто уже ими являются.
Lee Morgan (труба) - дерзкий, техничный, с искрящимся звуком. В 1960-м он был на пике своей юношеской формы.
Wayne Shorter (тенор-саксофон) - главный философ и композитор группы, чьи соло добавляют музыке глубины и загадки.
Bobby Timmons (фортепиано) - человек-душа, принесший в джаз интонации госпела и фанка.
Jymie Merritt (контрабас) - надежный фундамент, удерживающий этот ураган.
Art Blakey (ударные) - мотор, сердце и шаман этой записи.
Это золотой состав Messengers - возможно, один из лучших за всю историю группы. Пятеро музыкантов, каждому из которых нет и тридцати. Молодые, голодные, блестящие. Они ещё не знают, что станут легендами - но играют так, будто уже ими являются.
За техническую магию отвечал Rudy Van Gelder, за иконический дизайн - Reid Miles, а за живые фото в студии - Francis Wolff. Классическая триада Blue Note в действии.
История заглавной темы
Как появилась «A Night in Tunisia»? Даже её создатель, Dizzy Gillespie, не помнит точного момента. История окутана туманом и противоречиями - что, впрочем, только добавляет ей очарования.
Art Blakey вспоминает так:
«Dizzy написал эту тему, когда мы все играли в биг-бэнде Billy Eckstine. Это был потрясающий оркестр. Думаю, Dizzy просто думал о восточных вещах, о волнении Востока».
Сам Gillespie помнит иначе:
«Это было задолго до оркестра Eckstine, мне кажется. Я был на сессии звукозаписи с Maxine Sullivan, сидел в студии и возился с аккордами, и эта тема всё время всплывала. Она застряла в голове, я играл с ней, пока не собрал воедино. Когда закончил, подумал: вот как звучала бы ночь в Тунисе».
Когда его спросили о более глубоком значении, Dizzy отрицал, что оно есть. А потом хитро улыбнулся и подмигнул.
Какая бы версия ни была правдой, одно бесспорно: «Tunisia» стала для Blakey золотой жилой - эмоционально, художественно и коммерчески. Неважно, насколько искушённая публика или насколько буйная толпа - этот номер всегда останавливает шоу. Это тема, которая требует внимания и уважения, вызывая бурную реакцию в любом зале страны.
«И самое прекрасное - мы никогда не играем её одинаково дважды», говорит Blakey. - «Просто тема такая притягательная, нам нравится её играть, людям нравится её слушать. Мы можем играть её каждую ночь пять лет подряд, и ни разу не повторимся. Ребята в группе невероятно креативны, они играют так, как чувствуют в конкретный вечер».
Школа Blakey: кузница лидеров
Art Blakey - редкий лидер. Возможно, уникальный. Он не держит музыкантов при себе. Он растит их и отпускает.
«Я всегда стараюсь воспитывать бэндлидеров в своей группе. Всегда так делал. Зачем мне пытаться удержать ребят при себе? Пусть растут, уходят и создают новые хорошие джазовые группы. К тому же, другие молодые музыканты ждут своего большого шанса быть услышанными».
Список выпускников «школы Blakey» читается как зал славы джаза: Clifford Brown, Horace Silver, Freddie Hubbard, Wayne Shorter, Lee Morgan, Keith Jarrett, Wynton Marsalis... Десятки имён, десятки карьер, которые начались в Jazz Messengers.
Музыканты группы используют каждый концерт, каждый сет для реальных концептуальных изменений и коррекций в своей игре. И есть фраза, которую повторяют все Messengers - её произнёс Wayne Shorter, а менее чем через сутки повторил Bobby Timmons:
«Art всегда говорит нам: каждый раз, когда мы выходим на сцену, Бог даёт нам ещё один шанс исправить тот бардак, который мы, возможно, устроили в прошлый раз».
Этот альбом - идеальный пример желания Blakey дать раскрыться молодым талантам. Здесь не только много пространства для соло, все композиции, кроме заглавной, написаны и аранжированы молодыми джазовыми подопечными его группы.
Музыканты: портреты молодых титанов
Lee Morgan
В 1960 году Lee Morgan - уже звезда. Ему всего 22, но за плечами работа с Dizzy Gillespie, несколько альбомов как лидера, хит «The Sidewinder» ещё впереди. Его звук яркий, уверенный, с фирменным «жалящим» тоном. На этой пластинке он не только солирует, но и пишет две композиции - обе посвящены его жене японке.
Wayne Shorter
Будущий архитектор звука Weather Report и один из величайших композиторов в истории джаза. В 1960-м ему 27, и он уже одержим тем, что станет его фирменным почерком: необычные гармонии, композиции, которые звучат просто, но устроены сложно. Его соло здесь обжигающие, с неожиданными тенями.
Bobby Timmons
Автор «Moanin'» и «Dat Dere» - двух тем, которые определили звук соул-джаза. Timmons мастер госпел-окрашенных фраз и блюзового драйва. Он сердцебиение ритм-секции и источник огня.
Jymie Merritt
Надёжный, незаметный, незаменимый. Merritt - якорь, который держит всё вместе. Его линии чёткие, точные, всегда на месте.
Art Blakey
Сам мастер. Барабанщик, который играет не за группой, а с группой - подталкивает, провоцирует, ведёт диалог. Его полиритмия африканская по духу, но американская по исполнению.
Треки: разбор по сторонам
Side A
A Night in Tunisia (Gillespie — Robin)
Одиннадцать минут чистого огня. Экзотическое вступление где Shorter врывается, выдавая блестящее соло на высокой скорости. Morgan искрится, его соло воздушное, построенное к кульминации, с многонотной техникой. Bobby Timmons отвечает драйвом и огнём с клавиш. Blakey шипит тарелками и рассыпает барабанную дробь. Merritt надёжный якорь внизу.
Это не просто исполнение стандарта. Это пересоздание. Версия Messengers остаётся такой же огненной и полиритмически стимулирующей, как на живых концертах.
Sincerely Diana (Shorter)
Обманчиво простая тема со скрытыми сложностями - фирменный почерк Wayne Shorter. Его главная одержимость аккордовая структура. Он хочет строить темы с необычными метрическими качествами, выходить за пределы типичных паттернов.
«Sincerely Diana» по его словам, начало этого пути.
«Она посвящена жене Art - Диане. Была уже другая тема для неё "D's Dilemma" - так что однажды я сказал ей, что тоже напишу для неё. Она всегда казалась мне такой искренней. Поэтому Sincerely Diana».
Side B
So Tired (Timmons)
Классический блюз от Bobby Timmons того самого, кто подарил миру «Moanin'» и «Dat Dere». Это тот тип базового блюза, который чаще всего ассоциируется с альянсом Timmons-Blakey. Соул в чистом виде, без претензий, но с глубиной.
Yama (Morgan)
«Яма» - по-японски «гора». И это начало девичьей фамилии жены Lee Morgan - Yamamato. В отличие от многих музыкантов, которые вытаскивают названия из воздуха, Morgan обычно создаёт темы вокруг конкретной идеи.
Мягко покачивающаяся, с блюзовым оттенком аранжировка, где фортепиано и духовые выходят на первый план. Есть прелестный Bobby Timmons; соло Morgan преимущественно вертикальное и всегда пронизывающее. А Shorter здесь раскрывается с интригующей стороны - его оттенки местами почти пугающие.
Kozo's Waltz (Morgan)
Ещё одно посвящение японским корням семьи Morgan. «Кодзо» - японское слово, примерно соответствующее нашему «малыш» или «пацан». Так Морганы назвали своего пуделя.
Вальс, где Blakey выходит на первый план и демонстрирует своё мастерство и как солист, и как хранитель ритма. Нежная, почти интимная тема после огненного начала альбома.
Для коллекционеров
Оригинальное издание:
Blue Note BLP 4049 (Mono) / BST 84049 (Stereo), 1961 год. Святой Грааль для коллекционеров, цены на который улетают в космос.
Переиздания:
За десятилетия альбом переиздавался многократно - Liberty, United Artists, современные Blue Note. Особо ценятся серии Tone Poet и Music Matters -audiophile-прессы с вниманием к звуку.
В моей коллекции:
Переиздание Second Records, 2023, Европа.
Качественный пресс, достойный звук. Чистый, без шумов, с хорошей динамикой. Конечно, это не оригинальный Van Gelder с его магией - новодел всегда чуть «суше», чуть менее «живой». Но для знакомства с альбомом и регулярного прослушивания отличный вариант по разумной цене.
Почему этот альбом важен
В 1960 году Art Blakey сказал:
«О, нам столько ещё нужно сделать. Африка так далеко впереди нас в ритмах, а мы так далеко впереди них в гармонии. Если мы сможем ускорить свадьбу африканских ритмов и наших гармоний, то мы действительно сможем поразить мир».
Эта пластинка шаг к той свадьбе. Здесь сходятся фрагменты разных культур: африканская полиритмия Blakey, восточная экзотика Gillespie, японские посвящения Morgan, американский соул Timmons. Jazz Messengers собрали вдохновение из далёких уголков мира и доставляют послание методом, который Америка дала миру - джазом.
«A Night in Tunisia» это доказательство того, что джаз умеет быть одновременно диким и изящным, африканским и американским, молодым и вечным. Это не просто ночь. Это ночь, которая никогда не заканчивается. И возможно, слушая эту пластинку, вы найдёте своё собственное музыкальное откровение - в этой Ночи в Тунисе.
Оставайтесь с «Виниловым Путешествием» - впереди ещё много удивительных историй и великих пластинок.
#ВиниловоеПутешествие #ArtBlakey #JazzMessengers #BlueNote #LeeMorgan #WayneShorter #BobbyTimmons #джаз #винил #jazzvinyl #vinylcommunity #музыкаНаВека #RudyVanGelder