Найти в Дзене
Города, поезда и горы

Вдоль маршрута троллейбуса №2 в Санкт-Петербурге. Часть 2. От Комендантской площади по ул. Уточкина и пр. Королева до ул. Плесецкой

Вчера мы виртуально на этом троллейбусе преодолели первую часть его маршрута вплоть до Комендантской площади. Предлагаю сегодня посмотреть оставшуюся часть. Заложив вираже вокруг ТЦ "Атмосфера" маршрут выводит нас на улицу Уточкина. Один из первых русских авиаторов (он имел диплом за № 2; № 1 был у Михаила Ефимова), за полетами которого наблюдали все его последователи. Принимал самое активное участие в работе Комендантского аэродрома в Петербурге. А до этого очень активный житель Одессы, спортсмен, который на спор устраивал различные соревнования. То бегал наперегонки с трамваем, то устраивал гонки на велосипеде со скаковой лошадью, то на роликовых коньках соревновался с велосипедистами. Вот только жизнь этого человека сложилась весьма трагически, но об этом даже вспоминать не хочется (наркотики, неудача в личной жизни и т.п. "прелести"). Здесь весь район так или иначе связан с авиаторами, а потому вполне логично, что по улице Уточкина мы попадаем на площадь Сикорского, который когда-

Вчера мы виртуально на этом троллейбусе преодолели первую часть его маршрута вплоть до Комендантской площади. Предлагаю сегодня посмотреть оставшуюся часть.

Заложив вираже вокруг ТЦ "Атмосфера" маршрут выводит нас на улицу Уточкина. Один из первых русских авиаторов (он имел диплом за № 2; № 1 был у Михаила Ефимова), за полетами которого наблюдали все его последователи. Принимал самое активное участие в работе Комендантского аэродрома в Петербурге. А до этого очень активный житель Одессы, спортсмен, который на спор устраивал различные соревнования. То бегал наперегонки с трамваем, то устраивал гонки на велосипеде со скаковой лошадью, то на роликовых коньках соревновался с велосипедистами. Вот только жизнь этого человека сложилась весьма трагически, но об этом даже вспоминать не хочется (наркотики, неудача в личной жизни и т.п. "прелести").

Здесь весь район так или иначе связан с авиаторами, а потому вполне логично, что по улице Уточкина мы попадаем на площадь Сикорского, который когда-то наблюдал за полётами Уточкина. Он прожил гораздо более долгую жизнь. Сконструировал первые многомоторные самолёты, серийные вертолеты. Известнейшие по картинкам "Русский Витязь" и "Илья Муромец" - это его детища. Но после революции Сикорский был вынужден эмигрировать. Причем буквально спасаясь от преследования, уходя через север страны.

Ну а дальше долгая работа в США, сначала в условиях жуткой нужды. Считается, что первый свой самолет на американской земле он собирал в курятнике. А после успеха, его имя стало овеяно легендами. Например, есть такая байка о том, что ответил Сикорский на вопрос видел ли он Бога в небе. "Бога я в небе действительно не встречал, но его присутствие ощущал постоянно," - таким был ответ. При этом Сикорский зачастую сам пилотировал свои разработки. И был у него талисман на удачу - шляпа.

Интересно, что на площади Сикорского "переламывается" проспект Королёва. Для Санкт-Петербурга явление, конечно, не уникальное (тут достаточно Невский вспомнить), но не так уж и часто встречающееся. Я бы, конечно, сказал, что там напрашивается другое какое-то название улицы у продолжения, но решили не изменять его.

И сразу же у площади объект, который может привлечь внимание в теплое темное время суток (это, конечно, тоже не самое питерское сочетание, но всё-таки оно возможно). Сказки детства - так называется цветомузыкальный фонтан.

А вот дальше проспект Королёва как раз пройдёт вдоль западной оконечности оз. Долгое, о котором разговор был вчера. Напротив же памятник первым русским авиаторам:

Фото 2 ГИС
Фото 2 ГИС

На заднем плане на фотографии виден троллейбус. Вполне возможно, что как раз № 2.

По той же стороне к памятнику прилегает сквер генерала Селезнёва. Командовал он Ленинградским военным округом, пока трагически не погиб в авиакатастрофе в Тверской области.

Далее будет еще одно пересечение с ул. Долгоозерная. А вот дальше интересно: с запада улица остается снова Долгоозерной, а вот с востока становится Мартыновской.

Яндекс.Карты
Яндекс.Карты

Ни с какой конкретной исторической личностью эта улица не связана, а ее истоки уходят в деревню Мартыновка, которая когда-то здесь располагалась. Там, конечно, мог быть какой-то Мартын, но это неизвестно.

Вот на карте 1933 года к северо-востоку от оз. Долгое еще виден Мартыново-Алексеевский поселок.

http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1933/?y=60.029965&x=30.294085
http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1933/?y=60.029965&x=30.294085

В общем, можно, конечно, тут рассказать байку, что улица еще в царское время была названа в честь убийцы Лермонтова - Мартынова, поскольку царская семья молодого поэта недолюбливала, но никакого отношения к действительности эта история иметь не будет.

Далее маршрут троллейбуса пересечет изогнутую улицу Шаврова (вот так и развеивается миф о строго планировке Санкт-Петербурга), с которой маршрут вчера начинался.

Ну а дальше дома становятся всё более современными. Проспект Королёва упирается в улицу Плесецкую, где троллейбус разворачивается и отправляется в обратный путь. Но вот что интересно. Если я правильно понимаю, Сергей Павлович Королёв никогда не был в Ленинграде. Разве что может быть когда-нибудь в молодости. Его основная деятельность проходила в Москве и Подмосковье. Естественно, что учитывая то, чем занимался этот человек, все его передвижения по стране строго отслеживались. И Ленинград на его маршруте особо не возникал. Так что улицу назвали просто в знак уважения к заслугам этого ученого, конструктора,

В общем, действительно, не самые туристические места у нас вчера и сегодня выпали. Но вспомнили про озеро Долгое, немного освежили истории про первых русских авиаторов. В любом случае мне показалось это занятным.

Спасибо, что следите за каналом!