Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

«Экономить будут все и на всем!» Как нам пережить 2026 год?

Еще не наступивший 2026 год уже отметился удивительным свойством: в отношении него нет ни одного оптимистичного сценария, по которому жизнь среднестатистического россиянина будет лучше, чем в прошлые времена XXI века. Отсюда и главный вопрос — как нам пережить его с наименьшими потерями? Виктор Левин 23 декабря 2025 года. Заправка «Лукойла» на Киевском шоссе. Заливаю бак дизельным топливом по цене 73,95 рубля за литр. Оплата 66 литров — 4900 рублей — удивила не сколько сама по себе, сколько предложением кассира купить еще и чашку «крепкого, ароматного кофе» за 300 рублей. Цена, конечно, не шокирующая, но общий счет более пяти тысяч целковых преодолел какую-то важную психологическую отметку. От кофе пришлось отказаться без раздумий и сомнений. Черт возьми, но ведь совсем недавно моя машина, которой 12 лет стукнуло, поедала куда как меньше денег на топливо! Не поленился. Посмотрел в «Яндексе» цену 2020 года на том же «Лукойле»: 66 литров по 46,3 рубля стоили 3076 рублей, а в 2010-м стоим
Оглавление

Еще не наступивший 2026 год уже отметился удивительным свойством: в отношении него нет ни одного оптимистичного сценария, по которому жизнь среднестатистического россиянина будет лучше, чем в прошлые времена XXI века. Отсюда и главный вопрос — как нам пережить его с наименьшими потерями?

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Виктор Левин

Личный выбор на АЗС: солярку залейте, а без кофе обойдусь

23 декабря 2025 года. Заправка «Лукойла» на Киевском шоссе. Заливаю бак дизельным топливом по цене 73,95 рубля за литр. Оплата 66 литров — 4900 рублей — удивила не сколько сама по себе, сколько предложением кассира купить еще и чашку «крепкого, ароматного кофе» за 300 рублей. Цена, конечно, не шокирующая, но общий счет более пяти тысяч целковых преодолел какую-то важную психологическую отметку. От кофе пришлось отказаться без раздумий и сомнений.

Черт возьми, но ведь совсем недавно моя машина, которой 12 лет стукнуло, поедала куда как меньше денег на топливо! Не поленился. Посмотрел в «Яндексе» цену 2020 года на том же «Лукойле»: 66 литров по 46,3 рубля стоили 3076 рублей, а в 2010-м стоимость солярки была 19 рублей, и 66 литров обходились в четыре (!) раза дешевле нынешнего уровня — 1254 рубля. И тогда это тоже казалось весьма недешево, учитывая, что в 2000 году за один литр просили 5,5 рубля, или 363 рубля за полный бак!

Оно, конечно, инфляции за 25 лет была нешуточной во всем мире. Но далеко не на все товары цены поднялись в 13,5 раза, как это случилось с дизельным топливом в нефтедобывающей России. Говорит это о том, что никаких сдерживающих факторов в росте цен на базовые товары и услуги в нашей стране нет.

Нет, в каждом конкретном ценовом скачке власти еще делали вид, что сдерживают аппетиты нефтяников, металлургов или РЖД с угольщиками, но в итоге все получали ровно то, что и хотели, только с некоторым временным лагом. Но почему обычные граждане, включая и автора этой статьи, годами терпели галопирующие цены, не особенно переживая за будущее?

— Рост цен был на волнах растущей экономики, — говорит известный инвестиционный аналитик Василий Е. (реклама его курсов для новых инвесторов не входит в задачу материала, поэтому фамилию не называем. — Прим. ред.). — Грубо говоря, доходы потребителей росли вместе с прибылями бизнеса, а иногда и превосходили их, как в начале благословенных 2010-х годов. Но к 2026-му сложилась уникальная финансовая ситуация: рост обязательных платежей у граждан совпал с падением экономики.
11.10.2000: на бензозаправочных станциях Кузбасса резко подскочили цены на все марки автобензина и дизельное топливо.Сравним с нынешними… Фото: Анатолий Кузярин / ТАСС
11.10.2000: на бензозаправочных станциях Кузбасса резко подскочили цены на все марки автобензина и дизельное топливо.Сравним с нынешними… Фото: Анатолий Кузярин / ТАСС

И действительно, стоя у кассы АЗС, поневоле задаешься вопросами: а почему мне в течение пяти лет никто зарплаты не повышал, а «Лукойл» продает свою солярку на 60% дороже? А ежели так будет и в 2026 году, то не придется ли и вовсе ограничить себя в пользовании автомобилем — впервые за четверть века?

Если бы только один бензин дорожал…

Похоже, что теперь сама власть задает тренды на повышение цен и тарифов, наращивая всевозможные платежи в бюджет, — от НДС на 22% до утильсборов на иномарки, новых налогов на малый бизнес, повышенной платы за «Платон» и введения технологического сбора для электронной техники. Еще не пробили Кремлевские куранты на Спасской башне, а мы уже точно знаем, что с 1 января жизнь станет значительно дороже.

Помимо НДС, вырастут тарифы на ЖКХ — от 8 до 19,7%. Грядущая плата за газ и электричество приведены ниже в таблице «Интерфакса»:

Рост тарифов на газ и электричество не остановится в 2026 году. Фото: Интерфакс
Рост тарифов на газ и электричество не остановится в 2026 году. Фото: Интерфакс

Согласно результатам исследования Telecom Daily, 96% отечественных телекоммуникационных компаний, предлагающих мобильную связь, интернет для дома, платное телевидение и телефонную связь, намерены увеличить стоимость своих услуг в 2026 году. Около половины операторов рассматривают возможность повышения тарифов на услуги связи в следующем году в диапазоне от 5 до 10%, а 16% допускают рост более чем на 10%. «Билайн», например, уже разослал сообщения своим клиентам о новых тарифах с 1 января 2026-го.

И, вообще, накануне Нового года какая-то волна мрачных пророчеств пошла относительно роста цен, словно люди разных бизнесов соревнуются друг с другом, кто быстрее заявит о самом неприятном для клиентов и покупателей. Так, цены на лечение зубов повысятся в следующем году минимум на 20-50%, рассказала врач-стоматолог Мария Балакирева. В отдельных случаях рост может достигать и 100%, предупредила она в беседе с Life.ru. Иными словами, если в 2025 году установка обеих челюстей на импланты обходилась в 700 тысяч рублей, то через год будет и полутора миллионов мало?

И ладно бы одни дантисты оперировали семизначными суммами. В лидерах у нас — государство с утильсбором на иномарки, которые после 1 декабря вторично подорожают 1 января 2026 года — от 750 тысяч до 4,6 миллиона рублей за машину. И это было бы полбеды, будь у людей стабильная работа и растущие доходы. Но…

«Бизнесом в России занимается тот, кто не может его продать»

Наш инвестиционный аналитик Василий Е. категоричен до неприличия и обесценной лексики, говоря о типичном настроении бизнесменов в конце 2025 года:

— Предприниматели сейчас просто боятся открывать новые бизнесы, вкладываться в новые проекты. 70% клиентов агентства инвестиций — это ребята, которые продали свои заводы деятелям из списка «Форбс» и вложили их в недвижимость Москвы. Многие свернули мощности, уволили часть сотрудников. И это показывает, что настоящая экономика живет в режиме сокращения.

Другой собеседник «Новых Известий», представитель среднего бизнеса, в разговоре с корреспондентом высказался еще более категорично:

«Бизнесом в России сегодня занимается только тот, кто не может его продать!»

Но если тем, кто вышел в кеш, особые беды не грозят, чтобы пересидеть лихолетье, то наемным сотрудникам стоит задуматься. Во-первых, массовый потребитель будет экономить на всем — на воде, печеньках, кофе, спичках… Соответственно, любой бизнес, который вы видите на улицах, просядет по выручкам. Исключением будут разве что продуктовый масс-маркет и аптечные сети.

При этом кризис не так сильно затронет тех, кто имеет дело с единственным сегодня надежным плательщиком — государством.

Во-вторых, кризис 2026 года все-таки имеет одну позитивную особенность: о нем известно заранее, и потому есть шанс подготовиться или не делать фатальных ошибок. Это, к счастью, не черный вторник и не черный четверг, когда все могло обвалиться в один момент и никто этот момент не предсказывал. Это понятно. Но что делать-то людям из группы риска в 2026 году?

Убавь желания, всяк сюда входящий…

Пережить бурю лучше всего, как известно, не в чистом поле, а где-нибудь в закрытом от ветров и дождя пространстве. Бизнес-аналитики советуют в первую очередь умерить честолюбивый пыл наемных сотрудников, которые решат, что стоит поменять место работы ради прибавки в 10-15% и обещаний нового работодателя.

Если этот вариант не на 200% по надежности, то лучше не рисковать и сидеть на проверенном годами месте, поскольку самое страшное в период кризиса — это безработица.

Перспектива остаться без ежемесячного дохода диктует необходимость накоплений. Считается нормальным, если это будет сумма вашего годового дохода. Но для большинства людей копить такие деньги надо не один год. Тогда единственным разумным выходом станет столь же разумное сокращение расходов по всем «лишним» позициям и привычкам.

Платите за дорогой фитнес от 100 тысяч за абонемент? А не пробовали бесплатно ходить на лыжах или со скандинавским палками в ближайшем парке? Пользы больше, а денег вовсе не требуется.

Привыкли к еде из ресторанов с доставкой на дом? Увы. Пора изучать кулинарные рецепты и учиться готовить самому.

Без ежедневных покупок всякой ерунды на маркетплейсах еще никто не умирал. И вы тоже останетесь живы, но с сэкономленными деньгами! И да, в шкафах может быть полно одежды, которая носится не один месяц или год…

— В 2026-м многим придется излечиваться от ониомании, или страсти к спонтанным, неконтролируемым покупкам, — уверена социальный психолог Анна Дронова. — А это сегодня болезнь миллионов людей. Хуже всего, когда ониомания завязана на кредитах и микрозаймах. Потеряв работу или сократив доходы, люди в считаные месяцы оказываются в ужасающем состоянии.

Как быть? Не брать никаких кредитов! Вообще никаких. А любую покупку как минимум обсуждать с близкими, пытаясь взвесить все за и против и понимая последствия. Расчет на то, что ваш банк разорится или потеряет лицензию ЦБ, а вы сможете не отдавать кредит, абсолютно эфемерны.

Все эти рекомендации носят условный характер хотя бы потому, что никто не знает продолжительности и глубины экономического кризиса и его социальных последствий. Часть людей, которым инвесткоучи и бизнес-тренеры советуют сократить расходы и увеличить накопления, лишь злобно замечают в ответ: дядя, ты в какой реальности живешь?! Мы и так уже на подножный корм перешли. И автору этого материала нечего сказать на этот счет. Увы…

---