Найти в Дзене
The Geek Wolf

Задолго до того, как это стало модно // классические автомобили с цифровыми приборными панелями

Современный дизайн интерьера авто предполагает наличие хотя бы одного дисплея. Различные верньеры и механические ручки уступили место тачпанелям. Причем настолько категорично, что ответственные за безопасность специалисты забили тревогу. Ведь несмотря на то, что тачуправление выглядит неоспоримо круче, чем устаревшие технологии, у него есть свои недостатки, одним из которых является отсутствие
Оглавление

Современный дизайн интерьера авто предполагает наличие хотя бы одного дисплея. Различные верньеры и механические ручки уступили место тачпанелям. Причем настолько категорично, что ответственные за безопасность специалисты забили тревогу. Ведь несмотря на то, что тачуправление выглядит неоспоримо круче, чем устаревшие технологии, у него есть свои недостатки, одним из которых является отсутствие индивидуального отклика и наличие огромного количества различных меню, требующих внимания водителя и отвлекающего его от выполнения главной задачи — вождения автомобиля.

slashgear.com
slashgear.com

Первой ласточкой, предупреждающей о превращении авто в компьютер на колесах, стала так называемая цифровая приборная панель. Сегодня она — такое же обычное явление, как и 14 дюймовые экраны в салоне машины. Однако процесс этот начался гораздо раньше, чем стартовал модный тренд. То есть как минимум за десятки лет до появления сенсорного экран iDrive от BMW (2002) или 17-дюймового дисплея в Tesla Model S 2013 года. Оглядываясь назад, мы понимаем насколько вся эта история была, мягко говоря, экспериментальной. Кто же были эти смелые первопроходцы, которые уже 1970-80 гг стали устанавливать в свои машины светодиоды, ЭЛТ-дисплеи и вакуумно-люминесцентные дисплеи (ВЛД)?

Aston Martin Lagonda 

Без этой машины начинать разговор об цифровых технологиях на торпедах авто просто не имеет никакого смысла. Представленная на London Auto Show, машина имела дизайн корпуса, обреченный на скорое исчезновение. И тем не менее это было стремительное, но при этом слегка угловатое, будто сложенное из листка бумаги авто, появление которого на перекрестке наверняка заставило бы обратить на себя внимание удивленных окружающих и сегодня. И, конечно, именно цифровая панель приборов сделала Lagonda Series 2 главной звездой британского автошоу.

slashgear.com
slashgear.com

Сенсация далась конструкторам и инженерам, мягко говоря, нелегко. Первый «электрический блин» был таким сырым, что проект чуть не закрыли. Ребята поменяли партнера, и вместо с Крэнфилдского института «в игру» вступила техасская Javalina Corporation. После «волшебства» американцев стоимость Lagonda увеличилась почти в два раза. Но теперь кроме интересного и самобытного дизайна авто, покупатель получал также невероятно футуристично выглядящую первую в мире LED панель, управляемую сенсорными мембранными кнопками. Впрочем, очевидная ненадежность и высокая стоимость тогдашних светодиодных панелей вынудили Aston Martin перейти на трехэкранную ЭЛТ-систему в 1984 году. А затем, уже в 1987 году, в автомобилях Lagonda серии 4 были внедрены вакуумные люминесцентные индикаторы.

Buick Riviera

Если Lagonda стала первым серийно выпускающимся авто с цифровой торпедой, то эта американская машина показала миру как будет выглядеть салон с тачскрином. Седьмое поколение Buick получило настолько передовой тачскрин, что эксперты едины во мнении — авто действительно опередило свое время. Столь выдающееся решение новой для индустрии проблемы подогнали Buick ребята из дочерней компании GM, Delco Systems. Так случилось, что они как раз занимались вопросом внедрения ЭЛТ- дисплеев в салон авто, и потому с радостью поучаствовали в эксперименте под названием Riviera.

slashgear.com
slashgear.com

Кстати, эта модель начала свое существование как Cadillac. Сегодня трудно себе представить, но тачкскрины были чем -то космическим в то время и само их существование в салоне тогдашней машины роднило ее с межзвездным крейсером из фантастического романа. Более того, первый тачскрин для PC был представлен в модели Hewlett-Packard HP-150 всего за два года до того, как это технология оказалась в Buick.

Седьмое поколение Rivera получило ЭЛТ сенсорный экран, который американцы гордо назвали Центром графического контроля (GCC). При помощи GCC водитель мог отрегулировать многие из тех опций, что подвластны ему и сегодня. То есть выставить температурный режим, выбрать радиостанцию для прослушивания и отслеживать такие важные данные как информацию от тахометра, расход топлива и т.д. Более того, бортовой компьютер проводил быструю диагностику «всех систем» и выводил на монохромный дисплей информацию о неисправностях, таким образом предупреждая водителя о проблемах, решение которых требуют его непосредственного внимания. 

Nissan 300ZX

Эта модель стала первым и логичным обновлением предыдущих машин  240Z, 260Z и 280Z, которые были практически идентичны, исключая разве некоторую эволюцию двигателя. Но 300ZX стала полноценной представительницей середины 80-ых годов. Новый «чистый» дизайн, ненавязчивые линии кузова и первый для Nissan V двигатель — 3.0-литровый V6 на 160 лошадиных сил (200 во варианте с турбиной).

slashgear.com
slashgear.com

Неоспоримым «прорывом в будущее», также характерным для того времени, стал опциональный пакет электронного оборудования. Опции выглядели солидно, «на стиле», и включали в себя кроме всего прочего непривычное для нас сегодня сочетание цифровых приборов и отделки под дерево, а также автоматическую систему климат-контроля с микрокомпьютерным управлением. Волне практичными тогда казались и такие продублированные функции как два тахометра (графический и цифровой) и два счетчика пробега. Ну и, конечно, присутствовали цифровой спидометр, указатели уровня топлива, напряжения, температуры воды и давления масла. 

Chevrolet C4 Corvette

Эта машина была призвана возродить репутацию модели после, вероятно, самого неудачного авто — C3 Corvette. Ставки росли вместе с техническими характеристиками. Хотя нужно отметить, что двигатель не поражал воображение. 5.7-литровый V8 с 205 л.с. был лишь на 15 «лошадок» мощнее предыдущей силовой установки пресловутого C3. Правда, к 1985 году цифры подросли до 230 л.с. Однако, как отмечают эксперты, не в них заключались преимущества Chevrolet C4 Corvette.

slashgear.com
slashgear.com

Свое веское слово сказал продуманный дизайн и «цифровой прорыв». Аэродинамика новой машины с коэффициентом сопротивления 0,34 была настолько хороша, что стала самым низким показателем для Corvette того времени. Новые технологии для спортивного автомобиля ознаменовали начало цифровой эпохи и были представлены двумя компьютерами. Причем один из них был выделен исключительно под мониторинг, вычисления и отображение данных водителю через цифровую приборную панель C4. И я скажу вам, это была действительно панель как на на космическом корабле. 14 индикаторов! 9 секций! Гистограммы тахометра и спидометра! Правда, о надежности всей этой невероятной истории имеются взаимоисключающие мнения. Отметим, что GM вернулась к аналоговым циферблатам, установив олдскульные приборы для Corvette C5 1997 года. И только в 1999 году представила новое решение в виде цифрового проекционного дисплея. 

Vector W8

«Цифра» была в новинку для многих автопроизводителей, когда на свет появилась эта модель и показала уровень «цифровизации», к которому ранее не смогло приблизиться ни одно авто. Vector W8 стал кульминацией развития концептов, совершенствовавшихся в течении почти двух десятков лет Джерри Вигертом. Цена на машину была просто аховая. В то время за нее просили $300,000 ($750,000 по ценам 2025 года). 

slashgear.com
slashgear.com

Что же получал отважный покупатель за такие деньжищи? Турбированный V8 c 625 л.с, разгон до 100 км за 3.8 сек и максимальную скорость 320 км/ч. И, конечно же, суперсовременный салон. На центральной консоли имелся ЭЛТ-монитор с четырьмя экранами, демонстрирующимися поочередно. Водитель мог узнать показатели спидометра, тахометра и посмотреть уровень топлива. Вигерт очень хотел, чтобы салон W8 напоминал реактивный истребитель. Видимо, даже больше, чем ребята из шведского Saab, компании, которая, как известно, начала свой путь с производства самолетов. И поэтому он оснастил экран таким авиационным оборудованием как компас Airpath и счетчик времени Hobbs. 

Увы, но великолепные идеи не смогли победить правила маркетинга и автомобильной экономики. Компания продала всего 17 экземпляров этой безусловно невероятно передовой и любопытной машины. Модель Vector W8 оказалась дорогостоящим провалом и была вынуждена «сойти с дистанции», уступив место гораздо менее интересным, но более продуманным автомобилям.