Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Фанон/Fanon (2024 г.) драма выдающегося борца с колониализмом французов философа, социалиста, психиатра и очень терпеливого…

Когда ты полностью пропитан талантом выражать освободительные идеи, тебе можно быть хоть политиком, хоть литератором, хоть всё вместе и в придачу с полдюжины ипостасей. Становится неважно, бороться за права родной колонизированной Мартиники, лечебницы на севере Алжира или выражать мысль о сущности колониальной политики на бумаге. Ты везде преуспеешь. Правда, цена такой открытой ненависти к стране-захватчику, предельно высока. И может статься, что придётся вновь собирать вещи, прощаться с людьми родственных взглядов и мчаться хоть на край света, лишь бы успеть закончить труд всей жизни и сказать в нём самое главное. Так жил и работал Франц Фанон, выдающийся борец с колониализмом, ксенофобией, сегрегацией и костной системой психиатрического метода лечения больных. Он достойно принимал всякие испытания, жертвовал многим и закончил свой путь, как и подобает святому – в муках и страданиях. Кинобиография политического деятеля, глубоко верующего в левые идеи, не самый увлекательный жанр в ист
Кадр из фильма "Фанон".
Кадр из фильма "Фанон".

Когда ты полностью пропитан талантом выражать освободительные идеи, тебе можно быть хоть политиком, хоть литератором, хоть всё вместе и в придачу с полдюжины ипостасей. Становится неважно, бороться за права родной колонизированной Мартиники, лечебницы на севере Алжира или выражать мысль о сущности колониальной политики на бумаге. Ты везде преуспеешь. Правда, цена такой открытой ненависти к стране-захватчику, предельно высока. И может статься, что придётся вновь собирать вещи, прощаться с людьми родственных взглядов и мчаться хоть на край света, лишь бы успеть закончить труд всей жизни и сказать в нём самое главное. Так жил и работал Франц Фанон, выдающийся борец с колониализмом, ксенофобией, сегрегацией и костной системой психиатрического метода лечения больных. Он достойно принимал всякие испытания, жертвовал многим и закончил свой путь, как и подобает святому – в муках и страданиях.

Кинобиография политического деятеля, глубоко верующего в левые идеи, не самый увлекательный жанр в истории кино. Однако только так многие люди могут узнать о важном для мира прошлого века человеке. Другой вопрос – как это сделает условный автор, каким образом нам изобразят портрет героя и что будет между его штрихами в содержательном смысле. В данном случае нам дают не столь много, в сравнении с тем, что в действительности совершил Фанон. И делается это весьма прозаичными приёмами. Получается довольно скучное повествование, которое никак не сочетается с деятельностью натуры протагониста и его бесконечными скитаниями по земному шару. Его «уникальная» методика в психиатрии здесь идёт вторым составом, изредка напоминая о себе и то в основном в контексте политической борьбы. Значительную же часть занимают рассуждения и надиктовка мыслей Фанона, которые сочатся отчаянным желанием освободить всякого несправедливо порабощённого гражданина. И к финалу выясняется, что в сущности публике не показали практически ничего, кроме того, что означили перед нами веху в истории одного из множества борцов за справедливость и равноправие.

Кадр из фильма "Фанон".
Кадр из фильма "Фанон".

Фанон не та картина, что смотрят ради хоть какого-то развлечения. И не такая, которую внимают ради совершения ликбеза. Она в целом даёт скудную информацию о действительно жившем человеке, имеющем передовые взгляды и ставшем великомучеником будучи приверженцем левых теорий. Кино словно пытается обличить несправедливость французов в Алжире, во всех смыслах, но делает это стыдливо, как голубой воришка Альхен. Без настоящего раскаяния и признания множества ужасающих преступлений. Будто пытались сказать истину, а вышло враньё. А тем, кто является поклонником фильмов о психиатрии (лечебницах, развитии болезни, содержании больных) здесь попросту нечего смотреть. Нет глубины и развития этой важной в жизни Фанона деятельности.