Найти в Дзене
Странствия поэта

А реально ли мы стали меньше читать? Проблема современного чтения

Вчера смотрел подкаст с очень умными людьми, которые затронули тему интеллекта. Какой он вообще бывает? Почему ты бедный, если ты такой умный? Ну и наконец, почему умным в наше время невыгодно быть? Затронули там и вопрос чтения, и я в сотый раз слышу тезис, что «люди стали читать больше по сравнению с тем, сколько читали 20-30 лет назад». Короче, весь мир текст, а мы в нём писатели и читатели одновременно. Количество символов, потребляемых человеком, они посчитали, но совершенно вскользь поговорили о качестве. Было лишь сказано, что текст уходит в простоту, с которой уже и нейросети справляются. И исчезни завтра научно-познавательные статьи, то никто этого не заметит. Другая статистика показывает, что примерно 2 из 3 человек не помнят, когда в последний раз брали книгу и дочитывали её до конца. В основном люди стали ограничиваться чтением статей по теме в интернете или ответами той же нейросети, которая собирает данные и структурирует ответ. Людей буквально приучили, как собак Павл

Вчера смотрел подкаст с очень умными людьми, которые затронули тему интеллекта. Какой он вообще бывает? Почему ты бедный, если ты такой умный? Ну и наконец, почему умным в наше время невыгодно быть?

Затронули там и вопрос чтения, и я в сотый раз слышу тезис, что «люди стали читать больше по сравнению с тем, сколько читали 20-30 лет назад». Короче, весь мир текст, а мы в нём писатели и читатели одновременно.

Количество символов, потребляемых человеком, они посчитали, но совершенно вскользь поговорили о качестве. Было лишь сказано, что текст уходит в простоту, с которой уже и нейросети справляются. И исчезни завтра научно-познавательные статьи, то никто этого не заметит.

Другая статистика показывает, что примерно 2 из 3 человек не помнят, когда в последний раз брали книгу и дочитывали её до конца. В основном люди стали ограничиваться чтением статей по теме в интернете или ответами той же нейросети, которая собирает данные и структурирует ответ.

Людей буквально приучили, как собак Павлова, к постоянному пролистыванию лент социальных сетей и жажде нового контента. В результате контент стал более провокационным и тревожным, что вызывает сильные эмоции или переключает внимание читателя на другую тему. Это позволяет ему просматривать больше материалов и увеличивает количество рекламных блоков.

Само чтение стало не вдумчивым, а поверхностным.

-2
И тут бьют тревогу писатели

А что делать нам, если весь текст в сети адаптировали под жёлтый формат опусов про жизнь звёзд и политические боевики?

И вот здесь уже интересно.

Писателям советуют переходить на видеоролики и записывать подкасты. В лучшем случае — писать сериально, выдавая, например, по главе своего романа в день. Что заведомо проигрышный вариант, если у вас нет имени и раскрученного канала.

Вот раньше Диккенс или Достоевский давали по главе своего романа в журнал — их печатали и выдавали гонорар. Жить можно, как говорится. Покупая литературные журналы люди платили рублём, значит деньги в этой сфере водились, что дало миру немало выдающихся писателей.

Теперь же авторов заставляют просить деньги у читателей.

Но в России практически отсутствует «культура донатов». У нас не принято платить деньги «за воздух». Многие люди живут по правилу «в интернете всё бесплатно», а если автор просит денег, то мы уйдём к другому.

В итоге автор уходит из настоящего писательства и переходит на пресловутую желтуху, начиная писать про трусы звёзд или загородные дома политиков. Читатели плюются, но потребляют такой контент, при этом возмущаясь, что «читать стало нечего».

Происходит некая эволюция текста в сети, когда количество преобладает качество в сотни раз. Человеку проще переписать новость про квартиру Долиной и получить свою долю показов, чем поработать над текстом и выдать что-то интересное и оригинальное.

Остаются сервисы онлайн книг и старые добрые бумажные форматы

Но если вы думаете, что люди, уставшие от треша в сети, побегут читать книги, то вы глубоко ошибаетесь. Эмоциональная разгрузка в виде токсичных комментариев — тот ещё наркотик. Люди привыкают ругаться в сети, винить во всём всех, кроме себя, и высказывать своё личное, никому не нужное мнение, только чтобы кого-то задеть.

Токсичность на некоторых платформах (не будем показывать пальцем) вообще зашкаливает.

-3

Но, как я сказал выше, это не оттого, что люди стали такими плохими или глупыми. Это потому, что всех приучили читать такой быстрый контент, позволяющий выпустить пар.

Я уверен, что в 21 веке мы не дождёмся ни новых Пушкиных, ни старых Пелевиных, ни свежих Толстых. Они просто не нужны в современном мире. А вот разного рода разоблачителей, сплетников или тренеров личностного роста будет ещё больше. Не успел человек первых 100 подписчиков в сети получить, как уже продаёт курс по привлечению новых клиентов. И что самое интересное — находятся покупатели.

Это уже не ошибка вышившего, а ошибка учащегося. Люди готовы влазить в кредиты, чтобы оплатить курсы инфогиганских баронов, но не дадут любимому автору и 100 рублей, которого читают годами.

Поэтому совестливым авторам приходится либо выживать в мире гипертекста, либо уходить работать на завод, потому что их ум, эрудиция и писательский опыт никому не нужны. А научить писать тексты про наряды Киркорова сегодня и обезьяну можно.