Когда в далеком уже 2022 году я принимал волевое решение обновить свой рабочий инструмент и приобрести абсолютно новый Haval Jolion для работы в такси, этот бизнес-план казался мне безупречным и надежным, как швейцарские часы. Китайские автопроизводители тогда только начинали свою массовую экспансию в российские таксопарки, и цена на кроссовер была вполне адекватной, а его внешний вид и просторный современный салон обещали мне стабильно высокий рейтинг и щедрые чаевые от клиентов в тарифе «Комфорт+».
Я, как и многие мои коллеги, искренне рассчитывал на простую математику, планируя без особых проблем откатать гарантийный период, который обычно составляет сто пятьдесят тысяч километров или три года, а затем выгодно и легко продать машину на вторичном рынке, ведь кроссоверы в нашей стране пользуются бешеной популярностью.
Прошло ровно три года напряженной работы, и на одометре сейчас застыли честные 133 000 километров. Визуально автомобиль сохранился просто великолепно, ведь я сразу затянул кузов в защитную пленку, которую теперь снял, сделал полную химчистку салона и даже полностью перетряхнул подвеску, чтобы покупатель не услышал ни единого постороннего звука.
С чистой совестью я выставил машину на продажу по самому низу рынка, ожидая шквала звонков. И вот тут в моей жизни начался настоящий кошмар, который жестоко разбил все мои розовые иллюзии о ликвидности современных китайских автомобилей и заставил пересмотреть взгляды на автопром Поднебесной.
Первые несколько недель мой телефон предательски молчал, словно я продавал не популярный городской кроссовер, а какой-то неликвидный эксклюзив. Потом начали робко звонить перекупы, которые обычно готовы забрать с руками любой автомобиль, лишь бы цена была достаточно сладкой для их перепродажи. Однако сценарий каждого разговора был одинаковым и удручающим: как только они узнавали реальный пробег и прошлое машины в такси, интерес угасал мгновенно.
Скрывать лицензию такси в наше цифровое время абсолютно бесполезно, так как история машины пробивается по базам за пару минут. Один из опытных автоподборщиков, с которым мне все-таки удалось разговориться по душам, буквально на пальцах объяснил мне всю трагичность ситуации. Он посоветовал мне забыть опыт владения корейскими бестселлерами вроде Kia Rio или Hyundai Solaris, где простые атмосферные моторы спокойно выхаживали в такси по триста или четыреста тысяч километров.
Здесь же ситуация иная, так как я пытаюсь продать, по его словам, не автомобиль, а технический труп, который вот-вот потребует капитального ремонта двигателя, а ремонтировать китайские моторы - это дорогой и неблагодарный квест из-за отсутствия ремонтных размеров и запчастей.
Я полез изучать профильные форумы и техническую документацию, чтобы понять, прав ли он, и с ужасом осознал, что рынок напуган совершенно не зря. Главным источником страха для покупателей вторички является сам двигатель. Под капотом Jolion стоит скромный полуторалитровый турбомотор, который, судя по официальным данным, выдает 143 или 150 лошадиных сил и крутящий момент от 210 до 230 Нм.
Проблема в том, что для довольно тяжелого кроссовера, снаряженная масса которого может достигать 1625 килограммов, этот маленький агрегат работает на пределе своих возможностей. В режиме такси, который подразумевает бесконечные пробки, работу на холостых оборотах и постоянные циклы старт-стоп, ресурс турбины и поршневой группы тает на глазах.
К пробегу в сто тридцать тысяч километров многие владельцы уже сталкиваются с серьезным расходом масла, а официальный регламент ремонта часто подразумевает только замену шорт-блока в сборе, что стоит космических денег.
Вторым критическим моментом, отпугивающим покупателей, является трансмиссия. В моей версии установлен семиступенчатый робот с двойным сцеплением мокрого типа. Несмотря на то, что мокрое сцепление считается более надежным, в условиях жесткой городской эксплуатации такси оно живет очень тяжело.
К пробегу за сотню тысяч километров пакет сцеплений уже подходит к своему логическому концу, а мехатроник начинает подавать признаки усталости. Замена сцепления на Jolion - это не просто дорогая процедура, она требует сложной адаптации программного обеспечения, которую невозможно качественно сделать в гаражном сервисе у дяди Васти. Покупатели прекрасно понимают, что, купив такую машину, они сразу подписываются на ремонт коробки, стоимость которого может составлять весомую часть от цены самого автомобиля.
Третьим гвоздем в крышку гроба ликвидности стала электрика и общая надежность вспомогательных систем. За три года эксплуатации у меня несколько раз самопроизвольно гасла цифровая приборная панель и глючила мультимедийная система. Потенциальные покупатели на вторичном рынке панически боятся, что после окончания заводской гарантии этот красивый автомобиль с кучей опций превратится в новогоднюю елку с гирляндой ошибок на приборной панели. Каждую такую ошибку придется лечить у официального дилера, так как сторонние электрики зачастую просто не имеют нужного оборудования и схем для работы со свежими китайскими моделями.
В итоге складывается удивительный экономический парадокс, который больно бьет по карману первого владельца. Если посмотреть на прайс-листы конца 2025 года, то новый Jolion в комплектации Premium стоит уже от 2 499 000 до 2 799 000 рублей. Казалось бы, на фоне таких цен мой трехлетний автомобиль должен улетать за полтора миллиона как горячий пирожок. Но реальность такова, что я не могу продать его даже за миллион триста тысяч. Рынок сформировал устойчивое мнение, что после ста тысяч километров пробега эта машина становится одноразовой.
Раньше таксисты могли продавать свои корейские седаны частникам, немного скрутив пробег, и эти машины без проблем ездили дальше еще несколько лет. С Jolion такой номер не проходит, потому что даже если скорректировать цифры на одометре, состояние турбины и показатели износа сцепления в роботизированной коробке выдадут реальную наработку при первой же компьютерной диагностике.
Сейчас я стою перед сложнейшим выбором, и ни один из вариантов меня не радует. Я могу сдать машину в трейд-ин, но дилеры предлагают совсем смешные деньги, около миллиона рублей или даже меньше, прекрасно понимая, что им потом придется долго возиться с этим неликвидом и давать на него хоть какую-то гарантию.
Второй вариант - это ездить на машине до победного конца, пока мотор или коробка не встанут окончательно, выжимая из нее последние соки, а потом продать останки как донора запчастей или сдать на разборку за копейки.
Третий путь самый сомнительный с моральной точки зрения - искать человека, который совершенно не разбирается в машинах и поведется на красивый внешний вид, просторный салон с колесной базой 2700 мм и низкую цену, не подозревая о технических проблемах.
Эта история должна стать хорошим уроком для всех, кто до сих пор рассматривает покупку китайского кроссовера как инвестицию или надежное вложение средств. Современный китайский автомобиль - это скорее гаджет на колесах: попользовался гарантийный срок, получил удовольствие от опций и экранов, а потом выкинул или отдал за бесценок. Вторичный рынок этих машин еще только формируется, и пока он жестоко наказывает тех, кто по старой памяти попытался использовать их как выносливые рабочие лошадки для коммерческой эксплуатации.
А вы бы рискнули купить Haval Jolion из-под такси за полцены от нового, надеясь на удачу, или тоже считаете, что ресурс там исчерпан полностью и такая покупка - деньги на ветер?