Вот вы сидите на уроках и недоумеваете, почему все стихи об одном и том же? Природа, девушка и снова вроде как природа, Фета от Тютчева не отличишь. Тогда это напрягало, но идут годы, и вы обнаруживаете, что в вашем плейлисте все та же картина, разве что другие темы магистральные: о продажных девушках не читает разве что немой. У ЛСП немало треков об этом социальном тренде. "Шиншиллы" продолжили долгоиграющую рефлексию и восстановили межполовую справедливость.
Разбор текста
С присущей ему самоиронией автор вспоминает нищую студенческую жизнь: красавицы предпочитают мужчин постарше, которые дарят подарки, а сам герой сидит один в общаге. Но обратите внимание, как он смеется над собой: "дулся", "лопалась рубашка" и пр. Юмор персонажа направлен прежде всего на себя самого. Эту обиду он теперь не воспринимает всерьез.
Помню, раньше дулся — аж лопалась рубашка
Что однокурсницы предпочитают мне папашку (как?)
Он им дарит платья всякие, цветы и суши…
Жую в общаге сушки, покуда эти шлюшки
Грустное противопоставление романтика и мужчины обостряется деталями: из-за денег девушки отказываются даже от серьезных отношений и выбирают сомнительное положение - сидят в дорогих машинах "развесив уши". Парадокс заключается в том, что "мужчина" предлагает лишь внешнюю статусность, но ничего конкретного, а "романтик" готов жениться, дать все, но его отвергают, потому что ему нечего выставить напоказ. Вот поэтому "на душе паршиво" всем участникам истории: девушка остается с подарками, но без любви и семьи, романтик - с разбитым сердцем, мужчина - с покупкой, а не с любимой женщиной.
Сидят, развесив уши, в дорогих машинах
Одной хотел стать мужем — (и что?) не разрешила
Романтик ей не нужен — ей нужен мужчина
Нашла себе кормушку, а на душе паршиво
В припеве автор доводит противопоставление до кульминации. Мощный образ "лепит все, что пожелаешь, из папье-маше" выражает всю суть купле-продажных взаимоотношений. Папье-маше - в переводе с французского "жеваная бумага". Этого материала у богача в избытке, имеются в виду его деньги - мятые бумажки, на которые можно купить все, что душе угодно. Но в том-то и дело, что душа в этой схеме не имеет значения. Внешние атрибуты заменяют внутреннее ощущение счастья. Рай подменяется поделками из бумаги, истинное подменяется ложным.
С милым рай и в шалаше
Но выбирай того — в Porsche
Он лепит всё, что пожелаешь (всё)
Из папье-маше
Пох, что там на душе
Если он богат, как шейх
И лепит всё, что пожелаешь (но)
Из папье-маше
В следующем куплете противопоставляются судьбы однокурсниц и однокурсников. Она лишь механически потребляла роскошные дары (ее жизнь уподобляется животной), пока он работал, чтобы забраться на самый верх этой пищевой цепи.
Успех пришел, герой стал не "романтиком", а "мужчиной".
Пока ты в Монте-Карло
Жевала трюфеля
Лениво, будто коала
Листья эвкалипта
Я вкалывал, как папа Карло — и вуаля:
Рядом со мной шикарная сеньорита…
Мы видим смену ролей: теперь уже в дорогой машине сидит герой, а рядом - такая же однокурсница "во всеоружии". Только вот метаморфоза совершилась полностью, без исключений: "романтик" не хочет жениться, он стал "мужчиной" и готов лишь "подружить", ведь уже знает цену этим сеньоритам. Теперь уже он пользуется тем, что девушки "развесили уши". Но он его от "папаши" отличает более высокая степень цинизма и уважение к себе. Шиншиллы будут жить, шубу никто не купит, а девушка останется с развешанными ушами.
Сидит во всеоружии в заряженной машине
Но чтоб я стал ей мужем — она не заслужила
Ну, максимум — подружим, пускай живут шиншиллы!
Скажи мне, почему же так на душе паршиво?
В финале автор показывает фальшь мира, слепленного из папье-маше. С одной стороны, эти строки означают, что за деньги покупается все. С другой, перечисляются лишь поделки - видимость роскоши. Девушки ведутся на обещания и картинки у себя в голове, но это вовсе не означает, что "мужчина" выйдет за рамки красивых слов. Он лепит все, что пожелаешь, но именно "лепит". Предлагаемое благополучие иллюзорно и временно, потому что в нем нет настоящих чувств и настоящей ценности. Любопытно, что дамы стоят в одном ряду с виллами и яхтами. Они унижают себя до состояния вещей, которые можно купить.
(Тачки из) папье-маше
(Яхты из) папье-маше
Он лепит всё, что пожелаешь (всё)
Из папье-маше
(Виллы из) папье-маше
(Дамы из) папье-маше
И всё, что только пожелаешь (но)
Из папье-маше
Папье-маше
Подводим итог: о чем песня?
Итак, о чём же на самом деле песня «Шиншиллы»? Это не гимн обиженных "романтиков" и не пособие по правильному выбору "мужчины". Песня — о мире, где чувства давно перевели в валюту, а отношения стали витриной с ценниками. Девушки уподобляют себя вещам, выставляя на прилавок взаимность, а парни разочаровываются в любви и становятся всего лишь покупателями, а не мужьями или любящими партнерами. Их отношение к женщинам цинично и фальшиво, ведь все, что они могут предложить, это папье-маше, видимость, а не сущность. ЛСП без морализаторства и с фирменной усмешкой показывает, как легко любовь подменяется сделкой: выглядит богато, блестит убедительно, но внутри — жеваная бумага и пустота. Все герои в итоге оказываются проигравшими, потому что покупают и продают то, что не покупается и не продается.
«Шиншиллы» — это песня о замкнутом круге, где сначала больно быть бедным романтиком, потом стыдно быть богатым циником, а на душе всё равно паршиво. Деньги меняют роли, машины — сидящих в них, но не меняют главного: отсутствие смысла и тепла. Рай в шалаше не работает, рай в Porsche — тоже. Потому что если счастье слеплено из папье-маше, оно не настоящее.
Конечно, тема уже затерта, но она не теряет актуальности, пока монетизация своего тела остается вполне себе годным социальным лифтом, который нам настойчиво предлагают медиа.
А каковы ваше впечатления от этой песни? Делитесь ими в комментариях и, конечно, подписывайтесь, чтобы чаще думать о том, что слушаете.