Найти в Дзене

Готовим будущего первоклассника: нейропсихологический взгляд

Дорогие родители! Приближается важный этап в жизни вашего ребенка — поступление в школу. Как нейропсихолог, я много лет работаю с детьми и вижу, что успешная адаптация к школе зависит не только от умения читать и считать, но и от зрелости мозговых структур. Давайте разберем, на что действительно стоит обратить внимание. Что должен знать и уметь ребенок: не только академические навыки 1. Нейродинамические основы (энергетический блок мозга) · Устойчивость и работоспособность: Ребенок должен сохранять внимание на одном виде деятельности 15-20 минут · Темповые характеристики: Умение работать в общем темпе с группой детей · Самоконтроль: Способность хотя бы минимально управлять своими импульсами 2. Произвольная регуляция (лобные отделы мозга) · Умение понимать и выполнять инструкции: "Нарисуй круг, а рядом квадрат" · Способность действовать по правилу: "Обведи только яблоки, а груши зачеркни" · Планирование действий: Может выполнить задание из 2-3 последовательных шагов 3. Пространс

Дорогие родители! Приближается важный этап в жизни вашего ребенка — поступление в школу. Как нейропсихолог, я много лет работаю с детьми и вижу, что успешная адаптация к школе зависит не только от умения читать и считать, но и от зрелости мозговых структур. Давайте разберем, на что действительно стоит обратить внимание.

Что должен знать и уметь ребенок: не только академические навыки

1. Нейродинамические основы (энергетический блок мозга)

· Устойчивость и работоспособность: Ребенок должен сохранять внимание на одном виде деятельности 15-20 минут

· Темповые характеристики: Умение работать в общем темпе с группой детей

· Самоконтроль: Способность хотя бы минимально управлять своими импульсами

2. Произвольная регуляция (лобные отделы мозга)

· Умение понимать и выполнять инструкции: "Нарисуй круг, а рядом квадрат"

· Способность действовать по правилу: "Обведи только яблоки, а груши зачеркни"

· Планирование действий: Может выполнить задание из 2-3 последовательных шагов

3. Пространственные представления

· Ориентация в собственном теле: Знание правой/левой стороны

· Понимание пространственных предлогов: над, под, между, справа от...

· Копирование геометрических фигур: Умение нарисовать квадрат, треугольник, не поворачивая лист

Простые диагностические пробы, которые можно провести дома

Проба на межполушарное взаимодействие

Попросите ребенка:

1. Показать правой рукой левый глаз

2. Левой рукой — правое ухо

3. Похлопать правой рукой по левому колену

На что смотреть: Сможет ли выполнить без ошибок? Долго ли думает? Это показывает слаженность работы полушарий.

Графический диктант (проба на произвольность)

Дайте клетчатый лист и говорите:

"Поставь точку.От нее веди две клетки вправо, одну вниз, две влево, одну вверх"

На что смотреть: Может ли следовать инструкции, не отвлекается ли, правильно ли ориентируется в клеточном пространстве.

Проба на слухо-речевую память

Скажите 4 несвязанных слова (например: кот, стол, цветок, окно) и попросите повторить сразу и через 5 минут после другой деятельности.

Норма для 6-7 лет: 3-4 слова из 4 сразу, 2-3 — после паузы.

Серийная организация движений

Попросите повторить ритмический рисунок: два быстрых стука, пауза, один стук (например, карандашом по столу).

На что смотреть: Способность удерживать двигательную программу.

Что должно насторожить:

1. Постоянное "зеркальное" написание букв и цифр после 6,5 лет

2. Неспособность запомнить даже короткое стихотворение при многократном повторении

3. Трудности понимания инструкций даже при индивидуальном объяснении

4. Выраженная моторная неловкость: не может застегнуть пуговицы, постоянно спотыкается

5. Быстрая истощаемость: через 5-7 минут работы выглядит уставшим, начинает зевать

Практические рекомендации

Что развивать:

· Игры с правилами: "Съедобное-несъедобное", лото, простые настольные игры

· Конструирование: лего, пазлы, строительство из кубиков по образцу

· Пальчиковые игры и ручной труд: лепка, нанизывание бусин, вырезание

· Подвижные игры с правилами: классики, "Море волнуется раз..."

Чего избегать:

· Раннего обучения письму прописными буквами (до 6 лет)

· Длительных занятий за столом (более 20-25 минут для шестилетки)

· Эмоционального давления: "Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!"

Важнейший фактор — психологическая готовность

Ребенок должен хотеть идти в школу (не только за новым портфелем), уметь расставаться с вами на несколько часов, иметь опыт общения со сверстниками.

Помните: мозг ребенка созревает неравномерно. Если какие-то функции еще "дозревают" — это нормально. Главное — создать поддерживающую среду, где ребенок чувствует, что его любят вне зависимости от школьных успехов.

Любите, поддерживайте, верьте в своего будущего первоклассника! А если есть серьезные опасения — приходите на нейропсихологическую диагностику. Лучше провести ее за 6-9 месяцев до школы, чтобы было время для коррекции.

Пишите, какие темы для Вас также актуальны. 🤗