Найти в Дзене

Насколько подробно нужно исповедовать грехи?

"Не думай, что неприлично исповедовать грехи твои отцу, споспешнику твоего спасения, как Богу, падши пред ним на землю", - говорил преподобный Иоанн Лествичник. Таинство исповеди — это покаянная встреча человека с Богом, в которой священник является лишь свидетелем покаяния, а исповедь приемлет Сам Христос. Верующие стараются регулярно исповедоваться и причащаться, однако вопрос о построении исповеди возникает не только у новоначальных христиан, но и у тех прихожан, которые не первый год ходят в церковь. Святоотеческий и пастырский опыт учат: грех должен быть назван ясно, просто и честно, но без лишних подробностей, которые не несут духовной пользы ни исповедующему священнику, ни самому кающемуся. "Исповедание или откровение всего духовному отцу есть самое благотворное действие в деле нашей духовной борьбы. Ничто так не поражает врага-душегубца и не разоряет козни его, как такой образ действия. Почему он всячески усиливается препятствовать ему, — и внутренне, и внешне...", - наставлял
Оглавление

"Не думай, что неприлично исповедовать грехи твои отцу, споспешнику твоего спасения, как Богу, падши пред ним на землю", - говорил преподобный Иоанн Лествичник.

Таинство исповеди — это покаянная встреча человека с Богом, в которой священник является лишь свидетелем покаяния, а исповедь приемлет Сам Христос. Верующие стараются регулярно исповедоваться и причащаться, однако вопрос о построении исповеди возникает не только у новоначальных христиан, но и у тех прихожан, которые не первый год ходят в церковь.

Святоотеческий и пастырский опыт учат: грех должен быть назван ясно, просто и честно, но без лишних подробностей, которые не несут духовной пользы ни исповедующему священнику, ни самому кающемуся.

"Исповедание или откровение всего духовному отцу есть самое благотворное действие в деле нашей духовной борьбы. Ничто так не поражает врага-душегубца и не разоряет козни его, как такой образ действия. Почему он всячески усиливается препятствовать ему, — и внутренне, и внешне...", - наставлял преподобный Никодим Святогорец.

Кающемуся человеку грех нужно назвать по существу, так, чтобы священник мог понять, о чем идет речь. Нельзя прятаться за общие фразы вроде «согрешил во всем» или «я плохой человек» — это не исповедь, и вряд ли она будет хоть сколько-нибудь полезна верующему. Но и вдаваться в бытовые подробности, описывать сцены, людей, обстоятельства — вредно.

Исповедь не должна сводиться к скрупулезному перечню грехов ради формальной "галочки" перед Причастием; она направлена на исцеление раны, нанесенной грехом, на очищение души, освобождение от греховных уз, возвращение в общение с Богом и со Святой Церковью, на преображение человека благодатию и милостию Христовой.

Дорогие братья и сестры! Священник Евгений Подвысоцкий, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери ст. Ясенской Краснодарского края, ежедневно совершает молебны. По праздникам совершаются Богослужения. Если у вас есть молитвенные нужды, то пишите записки о здравии и об упокоении ваших близких на WhatsApp по номеру: + 7 (952) 86-112-44.

Святые отцы предупреждали: чрезмерные ненужные детали только разжигают воображение кающегося, уводят исповедь не в ту степь, и смущают и человека, и священника. Достаточно назвать грех конкретно, но без излишнего живописания, особенно если речь идет о блудных грехах.

Глубина исповеди не ограничивается перечислением всех сделанных человеком грехов до мельчайших деталей, однако и скрытое уклонение, поиск формулировки, в которую можно "спрятать" грех, чтобы он не выглядел так уж стыдно, уводит верующего от ответственности и противоречит духу покаяния.

В то же время нет единой жесткой «формулы» объема исповеди для всех; во многом исповедь зависит от духовного состояния человека, а также от наличия времени и возможности у исповедующего священника. Обычно все же люди исповедуются в воскресный или субботний день перед Причастием, а также в праздники, когда желающих исповедаться довольно много в каждом храме. И нужно учитывать, что в такой ситуации не стоит делать исповедь чрезмерно длинной.

Исповедь — не попытка оправдать себя, объяснить, почему «так получилось», а стремление увидеть свою ответственность за совершенный грех пред Богом. Когда человек начинает рассказывать всю «историю» события, оправдывать себя или переводить вину на других, он отходит от покаяния. Для священника важны не подробности случившегося, а то, насколько искренне человек кается в своих грехах.

Если грех связан с другим человеком — не нужно упоминать его имя, профессию, подробности его жизни. Исповедь — это раскрытие своего сердца, покаяние в своих грехах, а не в чужих.

Если согрешил в гневе — можно сказать: «гневался, осуждал, говорил резкие слова, обижал». Если были блудные грехи, можно сказать, что согрешил блудом (близость до брака) или прелюбодеянием (измена в браке), помыслами, рукоблудием и т.д., в зависимости от греха. Священнику этого достаточно, он понимает, о чем речь. Важно не «красиво изложить», а честно назвать грех, не снимая с себя ответственности.

Если сомневаетесь, как назвать грех, то можно спросить у священника, как лучше сформулировать. Но не стоит превращать исповедь в длинный и подробный рассказ обо всех событиях, других людях, а также описывать мельчайшие подробности грехов (в особенности блудных).

"...На все случайности... исповеди правила постановить нельзя. Молитесь, чтобы Бог вразумлял", - советовал святитель Феофан Затворник.

Помоги Господь!