Найти в Дзене
Doctor History

Победитель американских «Топ Ганов». Лучший ас корейской войны, советский летчик-герой Евгений Пепеляев. Часть вторая.

Ссылка на первую часть: На равных. Американцы долго приходили в себя после «чёрного четверга». Нет, профессиональных пилотов у них было много, но одно дело, когда ты уже привык, что воюешь с второразрядными самолетами, которые расстреливаешь как в тире, и совсем другое, когда русские (а американцы знали, что в небе теперь бьются с ними парни из СССР) поджигают машины бывших «хозяев неба». Подбитый Б-29. Фото из открытых источников. Многие американские лётчики-истребители стали просить дополнительные денежные вливания, а бомбардировщики - требовать лучшего прикрытия со стороны разрекламированных самолётов «Сейбров». Затем американцы, как будто не веря, что это теперь навсегда, попробовали сделать еще один налёт. Но если в первом бою было сбито 12 Б-29, то во втором наши лётчики уничтожили уже 16 «летающих крепостей». Всего же за три года войны в Корее было сбито 170 бомбардировщиков Б-29. Американцы потеряли основные силы своей стратегической авиации, находящиеся на Юго-Восточном теат
Оглавление

Ссылка на первую часть:

На равных.

Американцы долго приходили в себя после «чёрного четверга». Нет, профессиональных пилотов у них было много, но одно дело, когда ты уже привык, что воюешь с второразрядными самолетами, которые расстреливаешь как в тире, и совсем другое, когда русские (а американцы знали, что в небе теперь бьются с ними парни из СССР) поджигают машины бывших «хозяев неба».

Подбитый Б-29. Фото из открытых источников.
Подбитый Б-29. Фото из открытых источников.

Многие американские лётчики-истребители стали просить дополнительные денежные вливания, а бомбардировщики - требовать лучшего прикрытия со стороны разрекламированных самолётов «Сейбров». Затем американцы, как будто не веря, что это теперь навсегда, попробовали сделать еще один налёт. Но если в первом бою было сбито 12 Б-29, то во втором наши лётчики уничтожили уже 16 «летающих крепостей». Всего же за три года войны в Корее было сбито 170 бомбардировщиков Б-29. Американцы потеряли основные силы своей стратегической авиации, находящиеся на Юго-Восточном театре военных действий. После этого район реки Ялуцзян, дальше которого дивизия Кожедуба не пускала самолёты противника, американцы прозвали "Аллеей МиГов".

Очередной Б-29 подбитый советскими летчиками. Фото из открытых источников.
Очередной Б-29 подбитый советскими летчиками. Фото из открытых источников.

В конце лета 1951 года командование ВВС США отдало приказ к началу операции "Стрэнгл" (англ. "Удушение"), целью которой было отрезать войска КНР и КНДР от снабжения оружием, горючим и провиантом. В массированных воздушных налётах на автомобильные дороги и железнодорожные узлы участвовало более тысячи штурмовиков и истребителей. Для их ликвидации советские военачальники поднимали в воздух целые авиадивизии. Воздушные бои того периода, в которых подчас сходились до сотни самолётов, стали одними из самых масштабных за всю историю мировой военной авиации.

Евгений Пепеляев, получивший к тому времени серьезный боевой опыт, уже редко промахивался и привык к запредельным перегрузкам во время выполнения фигур высшего пилотажа. Он был практически неуязвим, молниеносно сближался, ловил в прицел и расстреливал даже ловко маневрирующего противника короткими очередями.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

«...Во время одного группового воздушного боя с парой "Сейбров", на боевом развороте, я заметил приближение еще двух самолетов противника. Оценил, что эта пара ни самолёт моего ведомого, ни мой самолёт не достанет. В это время вижу и слышу, как мой ведомый - капитан Кирисов, со словами "нас атакуют" переворотом уходит вниз. "Сейбры" так же переворотом последовали за ним. Мне ничего не оставалось, как тоже сделать переворот. Вертикально пикируя за преследователями моего напарника, я с дальности 2–3 тысячи метров стал давать длинные очереди из всех пушек, пугал противника, показывал, что по ним стреляю. В конце концов, американцы бросили преследование, вышли из пикирования в сторону моря. Так я не дал "Сейбрам" сбить моего ведомого», - из книги Евгения Пепеляева «"МиГи" против "Сейбров"». Благодаря мастерству и храбрости советских лётчиков-истребителей американцы понесли в северокорейском небе большие потери. Любые их машины, включая стратегические бомбардировщики, которые обычно следовали под прикрытием десятков "Сейбров", сбивались быстро, и почти всегда без возможности восстановления в строю.

Очередной сбитый «Сейбр». Фото из открытых источников.
Очередной сбитый «Сейбр». Фото из открытых источников.

В августе 1951 г. Пепеляеву присвоили воинское звание полковника. В один из сентябрьских дней 1951 г. ведомая им группа «МиГов» с запозданием была поднята на перехват 12 самолётов «Старфайр P-94».

Первый реактивный всепогодный перехватчик ВВС США «Старфайр P-94». Фото из открытых источников.
Первый реактивный всепогодный перехватчик ВВС США «Старфайр P-94». Фото из открытых источников.

По итогам боя лётчикам были записаны сбитыми 7 машин, из них две — на счёт командира полка.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Правительственное задание.

У американских лётчиков в Корее были противоперегрузочные костюмы (ППК), в которых автоматически компенсировался отлив крови вниз (от головы лётчика) за счет наддува резиновых трубок, вшитых в ткань, и обжатия нижней части кровеносной системы пилота. Давление в трубках изменялось в зависимости от перегрузки.

Противоперегрузочный костюм ВВС США.  Фото из открытых источников.
Противоперегрузочный костюм ВВС США. Фото из открытых источников.

Русские же летали на реактивных «мигах» по старинке, мужественно перенося сверхперегрузки. Тогда-то в Москве и решили снять с «Сейбра», воюющего в Корее, американский секрет. Вскоре на «охоту» за «Саблей» приехали лётчики из Научно-испытательного института ВВС. Но так получилось, что не они, а именно Пепеляев удачно сбил «Сейбр», необходимый для советской науки. Он так рассказывал об этом: «Их целью было посадить «Сейбр». На нем был установлен противоперегрузочный костюм. (…) Но когда «сейбров» сбивали, и их летчики выпрыгивали, на летчике оставался только сам костюм и шланг со штуцером, с помощью которого костюм присоединялся к автомату регулировки давления в костюме. А вот сам автомат давления устанавливался на самолете и разбивался вместе с ним. Чтобы добыть автомат, нужен был «живой» самолет».

6 октября 1951 года, после обеда, в 15–16 часов местного времени, по команде с КП корпуса 196-й полк подняли для наращивания сил в воздушном бою, который уже шел в 50–60 км восточнее аэродрома Андунь. Погода была хорошая — малооблачно, видимость отличная. На высоте немногим более 8000 м Пепеляев на скорости со своей группой вошел в зону воздушного боя. Самолеты противника были и выше, и ниже, так как бой был в разгаре. Впереди он увидел атакующую его под небольшим углом пару Ф-86.

Довернуть на атакующих он не успел и правой ногой нажал на педаль, чтобы создать скольжение самолёта и уйти от очереди противника, но его самолёт на большой скорости не скользил, так как скольжению препятствовали продольные ножи на плоскостях. В это время он услышал сильный удар по своему самолету.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Посмотрел в кабину, герметизация не нарушена, приборы работают нормально. Сближаясь на встречных курсах, летчик пошел на левый боевой разворот. Пара «Сейбров» также пошла на левый боевой разворот. Проскочив пару, Пепеляев переложил самолёт в правый боевой разворот, резко увеличил угол набора и при выводе из разворота увидел на одной высоте, впереди, в 100–150 м, пару своих обидчиков. Отдавая вперёд ручку управления и ощутив отрицательную перегрузку, перевернул свой МиГ-15 бис и стал прицеливаться. Увидев его, летчик Ф-86 также перевернул свой самолёт "на спину", но было уже поздно. Пепеляев дал очередь из всех пушек, увидел попадания снарядов, и самолёт Ф-86 провалился вниз.

Воздушный бой в Корее. Фото из открытых источников.
Воздушный бой в Корее. Фото из открытых источников.

Он пошел за ведущим пары. Высота была около 9000 м. Ниже себя на 1000–1500 м Пепеляев увидел группу из 10–12 МиГ-15. По командам и ранее услышанным отрывкам разговоров он понял, что это группа самолетов 176-го гвардейского полка. Зная позывной ведущего группы 176-го полка, передал ему, что он выше их ведет воздушный бой. Помогите! Группа эта без ответа проследовала в юго-восточном направлении и в бой не вступила (?!).

«...Вытеснив самолеты противника из района воздушного боя, все летчики 196-го полка вернулись на аэродром. На разборе полетов я узнаю от начальника штаба полка, что заместитель командира 176-го гв. иап майор Шеберстов на берегу моря посадил самолёт Ф-86. Летчики моего полка удивились: как это так — не участвовал в бою, а посадили «Сейбр»! Командир авиадивизии полковник И. Кожедуб был в отъезде. За него оставался заместитель полковник Чупрынин, который подтвердил, что майор Шеберстов посадил «Сейбр» во время отлива, на берегу моря, недалеко от берега.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Об этом Чупрынин шифровкой доложил в Москву и в корпус, а также приказал командиру 176-го гв. иап послать команду, чтобы вытащить самолет и привезти его на аэродром. Я сказал Чупрынину, что Шеберстов в воздушном бою не участвовал, посадить самолет Ф-86 не мог, и потребовал разобраться в этом вопросе. В фотолаборатории начальника ВСС 324-й дивизии полковника Д. Титаренко смотрели фотоплёнку Шеберстова, на которой отлично было видно береговую черту и самолет-истребитель на дальности стрельбы более двух километров. Я заставил проявить мою пленку, на которой отлично была видна очередь по Ф-86 на дальности 130 метров и другая очередь на дальности 300 м. Ракурс стрельбы по обоим самолетам около 0/4. В беседе с майором Шеберстовым и его ведомым капитаном Лазутиным уточнили, что фотоконтроль не подтверждает их доклад. Но они опять утверждают, что снимки на фотопленке не имеют значения и что самолёт Ф-86 сбили они. С пеной у рта, не имея аргументов, они доказывали, что сбили Ф-86. Поддержал их и командир полка С. Вишняков, и его замполит подполковник Сибиркин. Я при этом разговоре очень обиделся и рассердился и на тех, кто врал в глаза, что сбил самолет, и на тех, кто старался эту ложь узаконить. В тот период нашего пребывания в Корее в воздушных боях принимали участие «Сейбры» разной окраски, нюансы окраски означали принадлежность к авиагруппам. Самолеты одной из авиагрупп имели на плоскостях и фюзеляже по три черных и три белых полосы. Самолеты другой авиагруппы в тех же местах имели по одной широкой желтой полосе с окантовкой. Я спросил Шеберстова: какая была окраска «Сейбра», которого он якобы подбил. Он твердо ответил, что самолет, который он «посадил», был окрашен желтой полосой на фюзеляже и плоскостях. Я же дрался с самолетами, раскрашенными черно-белыми полосами, и сказал всем присутствующим:

— Если привезёте самолёт с желтой полосой — значит, ваш самолет, а привезете с черно-белыми полосами — значит, не ваш.

Тогда же сгоряча я добавил:

— За все ваше вранье, наглость и обман Бог вас и накажет.

На второй или третий день на аэродром Андунь привезли американский «Сейбр» с черно-белыми полосами. Летать на этом самолете было нельзя; у него автогеном были обрезаны плоскости, чтобы можно было провезти самолет по тоннелям. Все оборудование самолета Ф-86: пилотажное, навигационное, электронное, и вооружение было в исправном состоянии. Исправным был и блок регулировки и питания высотно-компенсирующего костюма. После того как «Сейбр» привезли на аэродром, всем было понятно, кто сбил этот самолет. Я не стал кричать и добиваться, что сбитый самолет, севший во время отлива на прибрежную полосу, «мой самолет», не стал требовать, чтобы этот самолет записали на меня. Я был доволен тем, что американский «Сейбр» находится на нашем аэродроме, и тем, что вывел на чистую воду обманщиков. В конце концов не важно было, кем был сбит этот самолет, а важно то, что новейший Ф-86 с исправным оборудованием и приборами будет доставлен на Родину», - из книги Евгения Пепеляева "МиГи" против "Сейбров".

Е.Г. Пепеляев и летчик Лапшин. Фото из открытых источников.
Е.Г. Пепеляев и летчик Лапшин. Фото из открытых источников.

Вскоре этот «Сейбр» упаковали в самолетный ящик и в октябре 1951 года отправили в Советский Союз. После этого случая авторитет некоторых летчиков 176-го гвардейского полка упал в глазах многих офицеров. За ценный трофей Евгений Пепеляев не получил ничего, кроме нервотрепки и испорченных отношений с летчиками из соседнего полка. Между тем благодаря этой машине советские инженеры смогли существенно продвинуться в собственных разработках, которые были успешно реализованы на МиГ-19 и МиГ-21. Кое-что используется в нашей авиации и поныне. Так, в опубликованной в США статье The Hunt for the Sabre ("Охота за "Сейбром") приводятся воспоминания одного из советских инженеров, принимавшего участие в операции по доставке сбитого "Сейбра" в Китай:

"Я тогда слил с F-86 бутылку керосина и бутылку какой-то красноватой жидкости из его гидросистемы. Мне стало интересно, что это за смесь, потому что в гидравлике наших самолётов использовались спиртоглицериновые смеси, которые при сильных морозах замерзали. Жидкость эту мы передали в одну из лабораторий НИИ ВВС. А спустя какое-то время в нашей авиации на смену спиртоглицериновым жидкостям пришло красноватое авиационное гидравлическое масло АМГ-10. Очень похожее на то, что мы тогда слили со сбитого "Сейбра".

Советские летчики в противоперегрузочных костюмах – результат боевых действий  полковника Пепеляева. Фото из открытых источников.
Советские летчики в противоперегрузочных костюмах – результат боевых действий полковника Пепеляева. Фото из открытых источников.

Отец-командир.

Больше всего побед Евгений Георгиевич одержал в ноябре 1951 года. К этому времени он приобрел серьезный боевой опыт, отлично изучил тактические приемы противника, его слабые и сильные стороны. А главное, он отлично знал свой МиГ-15бис, выполнял на нем любые фигуры высшего пилотажа и отлично стрелял по воздушным целям. И еще один немаловажный фактор – здоровье. Он выдерживал едва ли не запредельные перегрузки, хотя не имел противоперегрузочного костюма, какие надевали американские летчики.

8 ноября были одержаны две победы. Необходимо отметить, что боекомплект авиационной пушки Н-37Д составляет 40 снарядов и отстреливается за 9,5 сек. Время отстрела боекомплекта пушек НС-23КМ – 8 сек. Пушек НР-23КМ – 5,6 сек. Надо суметь сблизиться с маневрирующим противником, поймать в прицел и одной короткой очередью поразить. Тогда останутся снаряды на еще одну такую очередь в 3–5 сек., чтобы в одном бою сбить два самолета. Пепеляев стрелял очередями в одну секунду и никогда не расходовал боекомплект полностью. На такое способен только настоящий ас. Впрочем, в тот день Пепеляев победил в двух боевых вылетах с разницей в два часа.

А вот 28 ноября он в одном бою сбил подряд F-86E и F-86A. Кроме того, по одному самолету уничтожил 27 и 29 ноября. Итого: четыре победы за три дня. А 1 декабря сбил 15-й по счету самолет – F-80 «Шутинг Стар». Пилот спрыгнул с парашютом и попал в плен.

Ф-80 «Шутинг Стар». Фото из открытых источников.
Ф-80 «Шутинг Стар». Фото из открытых источников.
Поверженный «Сейбр». Фото из открытых источников.
Поверженный «Сейбр». Фото из открытых источников.

В начале 1952 года полк, находившийся в Корее уже 12 месяцев, сражался на пределе сил. У истребителей тяжёлая работа. Полёты и воздушные бои на высотах 7–9 тыс. м, перегрузки на виражах, нервное напряжение. Не удивительно, что из-за перепадов давления постоянно болели уши, шла носом кровь, болел позвоночник, ломило все тело. Летали на обезболивающих уколах. И выбывали из строя – по состоянию здоровья все больше летчиков медики не допускали к полетам. В январе вылетать могли максимум две восьмерки МиГов. В бой их всегда вел командир полка.

Какой он был?

Евгений Пепеляев рассказывает:

« ...Американцы были серьезными противниками. Обычно они летали большими группами, самолетов по 20-30. Да и мы тоже поодиночке не работали. Когда завязывался бой, получался такой клубок, что уже неважно, кого числом больше. Шли обычно пара на пару и пара на подхвате. А там - кто быстрее, кто точнее, кому повезет больше, тот и выиграл... Вообще, со стороны бой трудно понять даже летчику, если сам не участвовал. Иной раз читаешь статью или фильм смотришь, думаешь - ну какая ерунда! Нет, таких эффектов, как любят в кино показывать, я не видел. В бою все гораздо быстрее, проще и страшнее. Помню, как после моей очереди полыхнул небольшой взрыв с левой стороны кабины F-86. Несколько раз после поражения неприятельского самолета я наблюдал выброс черного дыма из сопла двигателя. Много раз видел разрывы снарядов на плоскостях самолетов, оставляющие большие дыры и шлейфы струй горючего из них. Таких пожаров, какие случаются при повреждении самолетов с бензиновыми двигателями, я не видел. Подбитые и поврежденные в бою самолеты лично я никогда не преследовал и не добивал. Довольствовался тем, что цель поражена, что это видели мои летчики. Если подбитый самолет выкарабкается из ситуации, в какую попал, то пусть живет, и слава Богу».

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Американцы нечасто проявляли подобное рыцарство. Если им представлялась возможность добить раненый МиГ, они редко отказывались от нее. Были случаи, когда, подобно гитлеровским асам, пилоты ВВС США расстреливали советских и китайских парашютистов. Пепеляев считал это непростительной подлостью.

Лётчик вспоминал: «... Так расстреляли Образцова. Его самолет был подбит, он выпрыгнул. И его расстреляли, когда он спускался на парашюте... Таких случаев было несколько. Наши ребята знали об этом, но даже из чувства мести не доходили до подобной низости. Я ни разу не стрелял по американским летчикам, спускавшимся на парашютах, хотя возможность такая была. Я не видел и не слышал, чтобы это совершал кто-нибудь из наших. Это подло».

Катапультирование пилота из кабины самолета Миг-15.
Катапультирование пилота из кабины самолета Миг-15.

Лётчики 196-го полка уважали своего командира и безгранично доверяли ему. О службе под началом Пепеляева вспоминают его боевой товарищ, летчик Лев Иванов : «...Человек он волевой, сильный. Неразговорчивый. Объясняет один раз. Панибратства не терпел, но простой до чертиков. Чувствовалось, что он всей душой болеет за каждого из нас».

Летчик Лев Иванов. Фото из открытых источников.
Летчик Лев Иванов. Фото из открытых источников.

Рассказывает лётчик Алексей Тирон:

«...Перед самым отъездом в Союз я сильно заболел. В вагоне накурено, хоть топор вешай. Ребята отъезд празднуют, а мне не до того. Лежу на верхней полке, белый свет не мил. Сообщили доктору, тот пришел вместе с Пепеляевым. Евгений Георгиевич посмотрел вокруг, да и говорит: "Тут он у вас не поправится, переводите его в мое купе...». Так и ехали вместе до самой Москвы».

Летчик Алексей Тирон. Фото из открытых источников.
Летчик Алексей Тирон. Фото из открытых источников.

Иванов и Тирон летали в паре. Их боевой союз состоялся с легкой руки командира полка. Когда в часть прибыли молодые летчики, Пепеляев вызвал своих асов и коротко сказал: "Вот вам молодежь. Выбирайте ведомых".

Лев Иванов ткнул пальцем в слегка растерявшегося Тирона и задорно заявил: "Этот - мой!".

Пепеляев только улыбнулся: он хорошо знал лихого, непоседливого Иванова, да и новичок явно вызывал симпатию. "Эти слетаются", - подумал Пепеляев.

А вслух сказал: "Раз твой, забирай и уходи!".

В воздушном бою задача ведомого - прикрыть ведущего. Задача ведущего - точно вывести оба самолета на цель, уничтожить ее и при этом не быть сбитыми. Для этого в паре должно быть взаимопонимание, как у братьев-близнецов и даже лучше, они должны шестым чувством понимать друг друга. Пара Иванов - Тирон оказалась именно такой. Они провели вместе около сотни боевых вылетов. Иванов сбил лично 7 и в группе 4 "Сейбра", при этом ни его МиГ, ни МиГ его ведомого не получили ни одной пробоины.

А их командир Евгений Пепеляев главной своей привилегией считал одну - быть в центре боя. Главной обязанностью - беречь людей.

Евгений Георгиевич говорил: «... Мы воевали не за свое отечество, поэтому я не требовал от подчиненных проливать кровь и отдавать жизнь, любой ценой выполняя боевую задачу. Но мы были полны решимости не давать противнику сбивать своих, а главное не дать бомбить обороняемые объекты. Основной задачей летчиков 196-го полка было выжать самолеты противника из района боя, не иметь потерь, а если представится возможность сбить, то воспользоваться этим».

И всё - таки потери были. Летчики 196-го истребительного полка, которым командовал Евгений Пепеляев, больше всех по времени участвовали в боевых действиях Корейской войны. За 10 месяцев воздушных боев летчики полка потеряли в боях четверых своих товарищей:

10 июля 1951 г. — замкомандира 2-й эскадрильи по политчасти ст. лейтенанта Ларионова Ивана Васильевича:

-20

26 октября — ст. летчика 3-й эскадрильи ст. лейтенанта Шебанова Федора Акимовича:

-21

8 ноября — ст. летчика 1-й эскадрильи ст. лейтенанта Травина Алексея Федоровича:

-22

5 декабря — ст. летчика 1-й эскадрильи ст. лейтенанта Рыжкова Александра Дмитриевича:

-23

Вечная им память!

Полк потерял в боях десять самолетов МиГ-15, а уничтожил более ста (!!!) американских самолетов разных типов. Всего же за время Корейской войны (194-1953 г.г.) советские пилоты уничтожили, по нашим данным, 1106 самолетов противника, а американцы, по их данным (которые многими исследователями признаются как минимум вдвое завышенными) — всего 827 советских МиГ-15.

Кстати, личный счёт в десять и более вражеских машин имели как советские, так и американские пилоты. Причем победа «по очкам» остается за лётчиками СССР: больше всего побед одержали капитан Николай Сутягин (официально), который записал на свой счет 22 подтвержденных сбитых самолета и один неподтвержденный, и полковник Евгений Пепеляев, чей личный счет составил 20 самолетов (три самолета Пепеляеву не зачли по непонятным причинам). В то же время самый результативный американский летчик-ас Джозеф Макконел сумел сбить 16 наших самолетов. Так что если американскому зрителю предоставить истинные факты по потерям, я думаю, образы, изображаемые Томом Крузом и Вэлом Килмером в «Топ Гане» изрядно померкнут. У нас всегда была отличная боевая авиация мирового уровня.

Возвращение победителя «Сейбров».

Последнюю свою победу полковник Пепеляев одержал 15 января 1952 г., сбив очередной «Сейбр». А через год война закончилась соглашением о перемирии. Корея распалась на два государства. Но без наших летчиков Северная Корея навсегда могла исчезнуть с лица земли. 22 апреля 1952 г., после возвращения в Союз, Евгению Георгиевичу Пепеляеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Герой Советского Союза, полковник Евгений Георгиевич Пепеляев.
Герой Советского Союза, полковник Евгений Георгиевич Пепеляев.

В дальнейшем он служил в различных местах и на разных должностях. В 1958 г. закончил Военную академию Генерального штаба. Командовал дивизией в Ярославле, был заместителем командира истребительного авиационного корпуса. Всего за свою лётную жизнь налетал 2020 часов и освоил 22 типа самолётов, среди них реактивные истребители: Як-15, Як-17, Як-25, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Су-9. Летал он до 1962 г. С 1973 г. полковник в запасе.

Пепеляев около 12 лет, до 1986 г. проработал в Московском институте приборной автоматики. В 1993 году Евгения Пепеляева как участника войны в Корее в составе делегации ветеранов этой войны пригласили на 40-летнюю годовщину победы корейского народа в войне. По плану Евгений Георгиевич должен был после празднеств и торжественного приема убыть домой. Но Президент Ким Ир Сен, попросил делегацию из России задержаться в Корее на 20 дней. Он распорядился показать им все достопримечательности КНДР.

Ким Ир Сен. Фото из открытых источников.
Ким Ир Сен. Фото из открытых источников.

Так что российская делегация вместо недели пробыла в КНДР почти месяц. Им показали всю страну, людей, армию, их работу и жизнь. Делегацию россиян на трех «Мерседесах» провезли по дорогам Кореи от Пхеньяна до западного и до восточного побережья Корейского полуострова, затем от северной до южной границы. Встречали русских корейцы как дорогих гостей, с подчеркнутым уважением и почетом. Как бывало раньше в Советском Союзе — с пионерами, цветами и музыкой. Размещались они в шикарном пятизвездочном отеле на 20-м этаже 44-этажного здания. В этом же отеле жили большинство членов иностранных делегаций, прибывших на юбилей.

Торжественный банкет проходил в громадном зале дворца, в котором было установлено множество больших круглых столов на 8–10 человек. Столы были сервированы разнообразными корейскими блюдами и напитками. В ходе банкета шустрые официанты подавали десятки различных закусок и угощений. Банкет прошел очень торжественно. Все были довольны вниманием и угощением. Во время пребывания в стране Евгений Георгиевич и другие члены делегации чувствовали к себе неподдельное заботливое внимание. По предложению корейских товарищей были организованы экскурсии и поездки на различные культурные объекты Пхеньяна и страны в том числе к Алмазным горам – знаменитому курорту находящемуся в юго-восточной части страны.

Евгений Георгиевич Пепеляев в 90-е годы. Фото из открытых источников.
Евгений Георгиевич Пепеляев в 90-е годы. Фото из открытых источников.

Перед отъездом на Родину нашу делегацию лично принял сам Ким Ир Сен. Побеседовал с её представителями в теплой товарищеской обстановке, за рюмкой и чашкой хорошего чая. Поблагодарил лётчиков за активное участие в освободительной войне, сфотографировался с ними на память, вручил лично каждому из членов нашей делегации замечательные и оригинальные подарки, пожелал успехов, и они расстались. В памяти у Евгения Георгиевича навсегда остались неизгладимые впечатления о праздновании 40-летнего юбилея победы и добрые воспоминания о встрече с благодарным корейским народом.

Герой Советского Союза полковник Е.Г. Пепеляев награждён двумя орденами Ленина, тремя Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени, Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Он ушел из жизни 4 января 2013 года. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

22 августа 2022 года в городе Бодайбо, Иркутской области, где родился прославленный летчик, на территории городского парка открыт бюст в честь Героя Советского Союза летчика-аса Евгения Георгиевича Пепеляева.

А в Москве лишь мемориальная доска...

Бюст Евгению Пепеляеву в Бодайбо. Фото из открытых источников.
Бюст Евгению Пепеляеву в Бодайбо. Фото из открытых источников.

Погибшим американским летчикам на родине возвели памятники. О своих воздушных бойцах американцы сняли фильмы, написали песни, издали книги. Тех, кто дожил до наших дней, в США и ныне чествуют как героев, их именами называют улицы и колледжи...

Имена советских пилотов изучают только в северокорейских и китайских школах. Китайские гиды с трепетом подводят редких российских туристов к порт-артурской "аллее МиГов", где похоронены наши погибшие в Корее летчики. И, приходят в изумление, когда наши соотечественники наивно спрашивают: "Что это еще за война в Корее?.." Сегодня к могилам русских пилотов несут цветы китайские и корейские школьники. Не российские. Увы...

Памятник павшим советским войнам в Порт-Артуре. Фото из открытых источников.
Памятник павшим советским войнам в Порт-Артуре. Фото из открытых источников.