Найти в Дзене

«Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» миф или правда?

«Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» - это легендарно-историческое сочинение XVII века, которое сочетает элементы мифологии, фольклора и исторических представлений того времени. Оно не является достоверным историческим источником, но представляет интерес как памятник национальной мифологии и культурного самосознания. Происхождение и датировка Произведение было создано в первой половине XVII века (не позднее 1638 года) и написано на церковнославянском языке. Оно известно более чем в 100 списках, включая Летописный свод патриарха Никона (1652–1658 гг.), «Хронограф» 1679 года и Мазуринский летописец. Некоторые исследователи предполагают, что автором мог быть митрополит Киприан, архимандрит Хутынского монастыря.  Сказание рассказывает о легендарных братьях Словене и Русе, которые считаются эпическими предками русского народа. Согласно тексту, в 3099 году от сотворения мира (2409 г. до н. э.) они со своими родами покинули Причерноморье и после 14 лет странствий основали город Слов

«Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» - это легендарно-историческое сочинение XVII века, которое сочетает элементы мифологии, фольклора и исторических представлений того времени. Оно не является достоверным историческим источником, но представляет интерес как памятник национальной мифологии и культурного самосознания.

Происхождение и датировка

Произведение было создано в первой половине XVII века (не позднее 1638 года) и написано на церковнославянском языке. Оно известно более чем в 100 списках, включая Летописный свод патриарха Никона (1652–1658 гг.), «Хронограф» 1679 года и Мазуринский летописец. Некоторые исследователи предполагают, что автором мог быть митрополит Киприан, архимандрит Хутынского монастыря. 

Содержание Сказания о Словене и Русе и городе Словенске

Сказание рассказывает о легендарных братьях Словене и Русе, которые считаются эпическими предками русского народа. Согласно тексту, в 3099 году от сотворения мира (2409 г. до н. э.) они со своими родами покинули Причерноморье и после 14 лет странствий основали город Словенск у озера Ильмень (будущий Новгород) и город Руса (будущая Старая Русса).

В сказании упоминаются:

  • Походы Словена и Руса и их потомков в «Египетские» страны, Грецию и другие регионы.
  • Грамота Александра Македонского, даровавшая «народу словенскому, колену русскому» земли «от моря Варяжского до моря Хвалынского».
  • Призвание варягов по приказу князя Гостомысла. 
  • Упоминание о князе Вандале и его потомках, включая Владимира Древнего и Буривоя, отца Гостомысла.

Также в тексте присутствуют элементы фольклора, например, рассказ о Волхе, старшем сыне Словена, который превращался в крокодила и топил корабли на реке Волхов.

Критика и оценка

Современные историки и филологи считают «Сказание о Словене и Русе» литературным вымыслом, не имеющим исторической достоверности. Основные аргументы против его историчности:

  • Противоречия с реальными историческими данными. Даты и события, описанные в сказании, не подтверждаются археологическими или документальными источниками. Например, археологические раскопки в Новгороде и Старой Руссе не обнаружили слоёв, датируемых 2409 г. до н. э… 
  • Фантастичный характер. Текст содержит элементы мифологии, легендарные сюжеты и анахронизмы.
  • Цель создания. Сказание было написано в период, когда в России усиливался интерес к национальной истории. Его цель укрепить национальное самосознание и обосновать древность русского народа, а не передать реальные исторические события.

Критику текста высказывали и современники. Например, хорватский богослов Юрий Крижанич отвергал идею происхождения славян от скифов и сомневался в достоверности грамоты Александра Македонского. В. Н. Татищев называл автора сказания «вралем».

Несмотря на свою мифологическую природу, «Сказание о Словене и Русе» оказало значительное влияние на русскую историографию XVII–XVIII веков. Оно было включено в Патриарший летописный свод 1652 года и стало источником для других произведений, например, «Иоакимовской летописи». Текст использовался для формирования представлений о древности русского государства и его связи с библейской и античной историей.

«Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» это не исторический документ, а литературный памятник, отражающий мифологические и идеологические представления XVII века. Хотя оно не может служить источником достоверных исторических фактов, его изучение помогает понять, как формировалось национальное самосознание и историческая память в России.

Понравилась статья? Ставь лайк, подписывайся на канал и жди следующую публикацию.

По Калужской области с Аннушкой Путешественницей
По Москве с Аннушкой Путешественницей
Путешественники во времени