Среди российских автолюбителей есть вечная тема для разговоров, которая никогда не иссякнет: когда же АвтоВАЗ наконец-то поставит на «Ниву» нормальный мотор? Мы ждали этого десятилетиями. Мы шутили, злились, ставили турбины в гаражах, свапали японские движки, но завод упорно ставил под капот старый добрый 1.7-литровый агрегат, корни которого уходят в эпоху Брежнева. И вот, свершилось. В конце 2025 года дилеры начали получать обновленную Lada Niva Travel с новым двигателем 1.8 литра.
Я, как человек, который периодически испытывает фантомные боли по владению настоящим внедорожником, решил, что это знак. Ну наконец-то! Теперь она поедет! Теперь можно брать! С этими мыслями и пухлой папкой с расчетами я отправился к официальному дилеру, чтобы вживую увидеть это чудо техники, прицениться и, возможно, уехать на новенькой машине. Но визит в автосалон подействовал на меня как ведро ледяной воды (метафору про душ я обещал не использовать, но суть вы поняли). Я посмотрел на цены, на характеристики, посидел внутри и, кажется, наконец-то прозрел.
Двигатель: революция или косметический ремонт?
Главный виновник торжества — это, конечно, мотор. Менеджер с гордостью подвел меня к машине и начал сыпать цифрами. Под капотом теперь стоит двигатель объемом 1.8 литра мощностью 90 лошадиных сил.
Давайте сразу к цифрам, чтобы понимать масштаб «прорыва».
Старый мотор 1.7 выдавал 83 лошадиные силы и 129 Нм крутящего момента.
Новый мотор 1.8 выдает 90 сил и 153 Нм момента.
Казалось бы, прирост есть. Но давайте будем честны: 7 лошадиных сил — это не та разница, которую вы почувствуете спиной, когда вас вожмет в кресло. Гораздо важнее крутящий момент, который вырос на 24 Нм. Это должно дать больше уверенности в грязи и при обгонах.
Однако, когда смотришь на динамические характеристики, энтузиазм угасает.
Разгон до 100 км/ч у старой версии занимал вечные 19,0 секунд.
Новая версия с мотором 1.8 делает это за 16,2 секунды.
Да, это быстрее. Почти на три секунды. Но 16 секунд до сотни в 2026 году — это все равно вечность. Выезжая на трассу, вы по-прежнему будете чувствовать себя капитаном улитки, просто чуть более быстрой улитки. Максимальная скорость выросла со 140 до 150 км/ч, но любой, кто ездил на Ниве, знает: разгоняться на ней больше 110 км/ч — это аттракцион для смелых духом и крепких ушами, потому что вой трансмиссии никуда не делся.
Цены: держите меня семеро
Самое интересное началось, когда мы перешли к прайс-листу. Я наивно полагал, что отечественный внедорожник должен оставаться доступным. Но цифры в буклете от 29 ноября 2025 года говорят об обратном.
Если вы хотите Ниву с новым мотором 1.8, забудьте про «дешево». Самая простая комплектация с этим двигателем — это версия Comfort, и ее рекомендованная цена составляет 1 499 000 рублей. Полтора миллиона за «пустую» машину на штампованных дисках!
Но я-то хотел комфорта. Я смотрел на версии Luxe и Techno.
Комплектация Techno с мотором 1.8 стоит 1 760 000 рублей.
А топовая версия KHL (видимо, для фанатов хоккея) обойдется в 1 785 000 рублей.
Почти 1,8 миллиона рублей! И это РРЦ (рекомендованная розничная цена). Добавьте сюда коврики, антикор, сетку в бампер и страховку — и вот мы уже стучимся в дверь с табличкой «2 миллиона рублей» за Ниву.
Для сравнения, версия со старым мотором 1.7 в базе (Classic 24) стоит 1 314 000 рублей. Разница между старым и новым мотором в схожих комплектациях — ощутимая, но не критичная, если вы уже готовы отдать полтора миллиона. Вопрос в другом: стоит ли этот автомобиль таких денег в принципе?
Что мы получаем за 1.8 миллиона?
Я сел в салон топовой версии KHL. Что я увидел за эти деньги?
Да, здесь есть современная мультимедийная система Lada Enjoy Pro с сервисами Яндекс.Авто. Это здорово, можно смотреть навигатор не в телефоне.
Есть камера заднего вида с омывателем — полезная вещь для грязной машины. Есть обогрев ветрового стекла — зимой спасает. Есть даже круиз-контроль.
Но вокруг этих опций — все та же старая «Шнива» из начала 2000-х. Тот же жесткий пластик, те же неудобные сиденья (хотя водителю добавили регулировку по высоте и поясничный подпор ), та же теснота в плечах.
Рычаг КПП по-прежнему вибрирует в руке, как живой организм. Раздатка воет. Двери закрываются с тем же металлическим звуком.
Это автомобиль контрастов: вы смотрите в современный яркий экран мультимедиа, а боковым зрением видите кнопки стеклоподъемников, дизайн которых не менялся 20 лет.
Кстати, про расход. Завод обещает, что новый мотор 1.8 стал даже экономичнее. В смешанном цикле он потребляет 9,9 литра на 100 км, тогда как старый 1.7 кушал 10,2 литра. Мелочь, а приятно, но мы же понимаем, что в реальности в городе с пробками это будет 13-14 литров.
Вывод, который мне не понравился
Я вышел из салона и закурил, хотя бросил три года назад. Мои глаза открылись на простую истину: Lada Niva Travel с мотором 1.8 — это не новый автомобиль. Это попытка продлить жизнь легенде, прикрутив к ней немного современных технологий.
Да, мотор 1.8 лучше, чем 1.7. Это факт. Он тяговитее, он позволяет увереннее чувствовать себя в потоке. 16 секунд до сотни — это лучше, чем 19.
Но цена... 1 785 000 рублей за топ-версию — это психологический барьер, который я не готов перешагнуть.
За эти деньги Niva Travel перешла из разряда «рабочая лошадка для села и рыбалки» в разряд «дорогой аксессуар для фаната». Покупать её единственной машиной в семью, чтобы стоять в пробках и раз в месяц выезжать на пикник — это мазохизм за свои же два миллиона.
Этот автомобиль имеет смысл только в одном случае: если вы живете там, где нет дорог, и вам жизненно необходим постоянный честный полный привод с понижайкой и блокировкой, а на УАЗ Патриот денег не хватает (или он слишком большой).
В остальных случаях за эти деньги можно искать живые варианты на вторичке среди иномарок, которые, пусть и будут с пробегом, но подарят совсем другой уровень комфорта и безопасности.
А вы готовы отдать почти 1,8 миллиона за Ниву, которая наконец-то начала разгоняться быстрее 19 секунд, или считаете, что поезд этого автомобиля ушел безвозвратно? Делитесь мнением в комментариях, очень интересно узнать вашу точку зрения!