Найти в Дзене
Mandarin School

Год до HSK 4: как я сдал экзамен, но чуть не потерял дар речи.

Привет! Год назад я, обычный офисный работник, бросил себе вызов: сдать HSK 4 с нуля ради работы. Не «выучить китайский», а именно сдать. Итог: заветная бумажка с результатом у меня в руках. Но осадочек, как говорится, остался. Сегодня я хочу честно, без розовых очков, рассказать о главном компромиссе на этом пути. Да, подготовиться к формату экзамена за год — реально. А вот вывести лексику в живую речь и не угробить фонетику — та еще задача. Спринт к сертификату: как я выстроил тактику. HSK 4 — это, по сути, тест на скорость и узнавание. Этим я и пользовался. Моя стратегия на год: Фокус на пассив.
Я сконцентрировался на чтении и аудировании. Для сдачи экзамена нужно быстро понимать текст и улавливать смысл на слух. Я часами решал типовые задания, чтобы мозг научился угадывать ответы по ключевым словам. Сработало. Лексика как цифры.
1200 слов? Не проблема. Я зубрил их карточками в Anki, собирая в группы по темам из экзамена (окружающая среда, технологии, общество). На тесте я узнава
Оглавление

Привет! Год назад я, обычный офисный работник, бросил себе вызов: сдать HSK 4 с нуля ради работы. Не «выучить китайский», а именно сдать. Итог: заветная бумажка с результатом у меня в руках. Но осадочек, как говорится, остался.

Сегодня я хочу честно, без розовых очков, рассказать о главном компромиссе на этом пути. Да, подготовиться к формату экзамена за год — реально. А вот вывести лексику в живую речь и не угробить фонетику — та еще задача.

Спринт к сертификату: как я выстроил тактику.

HSK 4 — это, по сути, тест на скорость и узнавание. Этим я и пользовался.

Моя стратегия на год:

  1. Фокус на пассив.
    Я сконцентрировался на чтении и аудировании. Для сдачи экзамена нужно быстро понимать текст и улавливать смысл на слух. Я часами решал типовые задания, чтобы мозг научился угадывать ответы по ключевым словам. Сработало.
  2. Лексика как цифры.
    1200 слов? Не проблема. Я зубрил их карточками в Anki, собирая в группы по темам из экзамена (окружающая среда, технологии, общество). На тесте я узнавал их в тексте. Но это было похоже на узнавание знакомого лица в толпе — вижу, кто это, но подойти и поговорить сложно.
  3. Грамматика — это схемы.
    Я не вникал в глубину, а заучивал конструкции-шаблоны, которые чаще всего встречаются в тесте. «虽然...但是...», «不但...而且...» — я вставлял их в упражнения, как детали в конструктор.

Результат:

На экзамене я набрал твердые баллы. Система сработала. Но когда после экзамена китаец-прохожий спросил у меня дорогу, мой мозг выдал идеальную грамматическую конструкцию из учебника... с ужасным произношением. Он меня не понял.
-2

Правда, о которой молчат в учебниках: «Синдром немого знания».

И вот мы подходим к главному. Выиграв в скорости, я проиграл в трех ключевых аспектах:

  1. Фонетика — главная жертва спешки. Тоны «в среднем».
    Я слышал разницу между первым и четвертым тоном. Но в быстрой речи, когда нужно самому говорить, они часто сливались в нечто среднее. Мозг был занят подбором слов, и на тон просто не оставалось ресурсов. Без постоянной обратной связи от носителя на раннем этапе поставить произношение нереально. Звуки «примерно так». Звуки «q», «x», «j» — я произносил их так, как слышалось моему уху, не проработанному фонетическими упражнениями. Со стороны это звучало как шипящая каша.
  2. Словарь в тюрьме памяти. Пассив ≠ Актив.
    Я знал слово «讨论» (tǎolùn - обсуждать). Узнавал его в тексте за секунду. Но в разговоре, когда нужно было сказать «Давай обсудим», первым вылетало простое «说» (shuō - говорить). Сложная лексика оставалась в пассиве, потому что у меня не было времени на ее «раскачку» в диалогах.
  3. Парадокс простых текстов. И это самое неожиданное.
    Я мог с трудом продираться через детскую сказку, при этом успешно щелкая тексты HSK 4. Почему?
    Потому что я прыгнул сразу на сложную лексику, минуя пласты живой, базовой речи. Я знал «环境保护» (huánjìng bǎohù - защита окружающей среды), но мог запнуться о разговорное «没事儿» (méishìr - ничего, пустяки). Мой словарь был собран под конкретный экзамен, а не под живой язык. Он был высоким, но узким, как пик горы, без прочного фундамента у подножия.

Что я делаю сейчас, чтобы это исправить?

Получив сертификат, я не забросил язык. Я начал «реабилитацию»:

Найм репетитора-носителя.
Раз в неделю мы не проходим новые темы, а только говорим. Он поправляет мое произношение, заставляя повторять одну фразу по 5 раз, пока тоны не станут чистыми.

Shadowing.
Я беру короткие диалоги из моих учебников и заученно повторяю их вслух, копируя интонацию диктора. Скучно? Да. Эффективно? Еще как!

Упор на аудирование.
Не экзаменационные дорожки, а живую речь: влоги, подкасты, интервью. Переучиваю уши слышать не только слова, но и мелодику.

Чтение «простого» контента. Я нарочно читаю комиксы (манхуа), детские книжки и посты в соцсетях. Чтобы наконец-то заполнить те дыры в базовой, повседневной лексике, которые я пропустил в своей гонке.

-3

Вывод: стоит ли игра свеч?

Стоит, если вы осознаете цену

Год до HSK 4 — это прекрасная, амбициозная цель.

Она дает невероятную базу, дисциплину и уверенность. Но это не финиш, а лишь первый крупный рубеж, после которого придется откатываться назад, чтобы заполнить пробелы.

Этот план для вас, если:
Ваша ближайшая цель — официальный документ для резюме или учебы.
Вы дисциплинированны и любите четкие планы.
Вы понимаете, что после экзамена настоящая работа только начнется.

Это не ваш план, если:
Вы хотите в первую очередь свободно общаться.
Вам важно идеальное произношение с самого старта.
Вы не готовы к долгому «переучиванию» после формальной победы.

Если хотите узнать больше полезного об изучении китайского языка, тогда подписывайтесь на наш БЕСПЛАТНЫЙ телеграм-канал.

Мой опыт - это не история провала, а история выбора. Я выбрал быстрый результат, зная о последствиях. А какой выбор сделаете вы?

А что для вас важнее: быстрый сертификат или фундаментальное знание без пробелов? Сталкивались ли вы с парадоксом, когда сложное дается легче простого? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Автор статьи: практикант школы Мандарин Юсупов Михаил.