Найти в Дзене
книжный енот

Эмиль Золя «Доктор Паскаль» - эпилог целой семьи

«Доктор Паскаль» - не просто заключительный роман двадцатитомной эпопеи Ругон-Маккаров, но и подведение итогов. Паскаль раскладывает на столе обширное семейное древо, указывает на имена и перечисляет даты, детей, пороки... Получается одновременно и взгляд назад «в предыдущих сериях» и собранный наконец-то в одну картину паззл на тысячи кусочков. Кто же такой Доктор Паскаль? Паскаль Ругон, настолько не похожий на своих родственников, что никто никогда не зовет его Ругоном: сын Пьера и Фелисите, родной брат Эжена (политика), Саккара (чиновника и дельца), Сидонии (маклерши) и Марты. Ему чужды интриги и стремление к обогащению семьи, он живет в тишине и покое, воспитывает племянницу Клотильду и мечтает создать универсальное лекарство от всех болезней. А еще он пишет этакую летопись своей семьи, пристально отслеживая судьбы. Именно доктор Паскаль объединяет все листочки на этом древе, анализирует пороки и болезни каждого, чтобы составить целый трактат о наследственности. Надо ли говорить,

«Доктор Паскаль» - не просто заключительный роман двадцатитомной эпопеи Ругон-Маккаров, но и подведение итогов. Паскаль раскладывает на столе обширное семейное древо, указывает на имена и перечисляет даты, детей, пороки... Получается одновременно и взгляд назад «в предыдущих сериях» и собранный наконец-то в одну картину паззл на тысячи кусочков.

Кто же такой Доктор Паскаль? Паскаль Ругон, настолько не похожий на своих родственников, что никто никогда не зовет его Ругоном: сын Пьера и Фелисите, родной брат Эжена (политика), Саккара (чиновника и дельца), Сидонии (маклерши) и Марты. Ему чужды интриги и стремление к обогащению семьи, он живет в тишине и покое, воспитывает племянницу Клотильду и мечтает создать универсальное лекарство от всех болезней. А еще он пишет этакую летопись своей семьи, пристально отслеживая судьбы. Именно доктор Паскаль объединяет все листочки на этом древе, анализирует пороки и болезни каждого, чтобы составить целый трактат о наследственности. Надо ли говорить, что его мать Фелисите ненавидит эти бумаги всей душой? Она так долго завоевывала Плассан, так тщательно выстраивала историю вокруг своей семьи, чтобы ее собственный сын испачкал все грязью!

Но чего ради было преждевременно открывать тебе страшную правду человеческого бытия? Потому я скрыл от тебя историю нашей семьи, которая является историей всех семейств, всего рода человеческого: в ней много дурного и много хорошего…

Сам Паскаль чувствует себя в стороне от всех семейных пороков. Можно сказать, что даже стоит в белом пальто, так как к своим шестидесяти годам не обзавелся семьей, не спился и общество его очень любит. Ему нечего о себе написать, он лишь перебирает свои записи и часами проводит в кабинете, пытаясь изобрести чудодейственное впрыскивание.

Мне в какой-то момент даже начало казаться, что в этой книге ничего не произойдет, кроме напоминания читателю о предыдущих книгах, да теплой картины стареющего на лоне природы врача, мечтающего помочь всему миру. Но ни мне, ни Паскалю не стоило забывать о его собственной же теории наследственности. И в нем разгорается страсть к юной Клотильде. Клотильде двадцать пять, ее с детства воспитал Паскаль, был ее учителем и фигурой отца, она пылкая и прекрасная девушка. И Клотильда отвечает Паскалю взаимностью.

О да, настоящий семейный скандал. Отношения между шестидесятилетним дядей и двадцатилетней племянницей порицаемы обществом (и мной). И если общество Плассана довольно быстро насплетничалось и даже Фелисите стало волновать лишь то, что они не сочетаются церковным браком, мне эта «любовная» линия была отвратительна. Но она хорошо иллюстрирует тот факт, что и Паскалю было не чуждо семейное безумие, как бы он его не отрицал. Потому что прежде спокойный и расчетливый доктор тратит на Клотильду почти все свое состояние и даже мечтает о ребенке, хотя уж кто кто, а он должен знать об опасности близкородственных связей.

В конце концов доктор Паскаль обладал только одной верой — верой в жизнь. Жизнь была единственным божественным проявлением. Жизнь — это бог, великий двигатель, душа вселенной. И эта жизнь располагала лишь одним орудием — наследственностью; наследственность создала мир.

Во второй половине история меняет темп, перестает быть спокойной и светлой, но становится стремительной и лихорадочной, намекая на то, что хорошего финала для всех не существует. Но Фелисите, Фелисите всегда торжествует.

На мой взгляд, не самая плохая финальная точка для цикла, дающая хороший обзор на всё семейство и всё закольцовывающая: прародительница, безумная Аделаида Фук, доживает до ста пяти лет и проводит время рядом со своим пра-правнуком Шарлем, очень на нее похожим внешне. У Шарля нарушение развития и интеллекта — в свои пятнадцать он ведет себя как маленький ребенок, и олицетворяет собой умирание рода.

Сейчас Паскаль ясно увидел все потомство — ветвь законных и ветвь внебрачных детей, обе выросшие на этом стволе, пораженном нервной болезнью. Все пять поколений были налицо: Руганы и Маккары, родоначальница Аделаида Фук, старый бандит дядюшка, потом он сам, Клотильда и Максим и, наконец, Шарль.

А Паскаль, в своих исследованиях семьи вспоминающий судьбу каждого (и да, Октав, ты меня разочаровал!), возлагает много надежд на крепкого и честного крестьянина Жана Маккара. Быть может, именно у него получится добавить на семейное древо крепких и здоровых листьев?

Кстати, о семейном древе. Очень удобно было его смотреть здесь: https://lib.ru/INPROZ/ZOLYA/zola16_2.txt

Свои отзывы на книги из цикла собираю в подборке:

Эмиль Золя «Ругон-Маккары» | книжный енот | Дзен

Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рада и расскажет о самых захватывающих и интересных книгах.