Я аплодирую тому, кто писал аннотацию:
Мисс Эдисон может посоревноваться за звание самой странной училки на свете! А все потому, что она не просто училка, но еще и изобретатель! Безумный изобретатель! К примеру, совсем недавно она изобрела сканер-невидимку! Это просто супер! Но что-то пошло не так - и теперь ее племянница Эмма может остаться невидимкой навсегда! Срочно нужна помощь настоящего друга! И тут появляется Оскар, одноклассник Эммы… Ребят ждет череда невероятных приключений. Успеют ли они?
Это количество восклицательных знаков – ах, какая замануха.
Настоящие друзья и безумные училки – что может быть лучше?!
История, которая начинается совсем как цикл Стивена Хокинга про мальчика Джорджа, обещает быть интересной.
Оскар, которого преследует банда соседей-одноклассников, в попытке сбежать от них попадает в дом учительницы английского Мисс Эдисон, которую все в округе, в том числе родители после родительского собрания, считают ведьмой.
В доме проходит очень странная вечеринка, но Джорджа на неё не позовут. Ему поручено важное и тайное дело – купить двадцатисемиразъемный предохранитель обратного действия.
С этого у Оскара начинается новый виток проблем, которых и до того у него было очень много. И «очень много» - это на самом деле так.
В школе мальчик Оскар – невзрачный серый мышонок, которого никто не замечает. Друзей у него нет, а те, что были – как-то сплыли. Дома у него – отчим, который вроде бы обычный мужик, пришедший в семью и живущий с его матерью. Но из мелких деталей создается общая картинка: как бы мама ни старалась балансировать между новым мужчиной и любимым сыном, но этот тип - не папа, а пока что просто жилец. Жилец с обременением, потому что пришел он в дом с собачкой, выгуливать которую теперь стало обязанностью Оскара, в обмен на разрешение оставить морскую свинку (у отчима аллергия на неё). И отчим может сколько угодно создавать иллюзию семьи, вовлекая Оскара в ремонт коридора или во что-то эдакое, но затрещины, обесценивание талантов или то, что пока мама впахивает на работе, а он - мужик играет в компьютерные игры и спит всё утро, говорят о многом. С одной стороны, вот такой вот реализм, с другой – стоит ли удивляться, что когда перед Оскаром замаячила перспектива приключений, он лихо в неё нырнул.
Кроме прочего есть ещё и упомянутая банда мальчишек, которые бегают за ним, воруют его собаку (и обещают сжечь!) и толкают на всякие пакости мелкокриминальной направленности.
Из адекватных взрослых у Оскара есть мама, но ни к ней, ни к учителям, ни к кому-то ещё он за помощью не обращается. Давать сдачу, когда преследователей несколько, а ты один – бессмысленно. Поэтому между «бей» или «беги», Оскар выбирает второе. Он – бегун во всех смыслах.
И вот теперь в его жизни появился ещё этот самый предохранитель обратного действия, который не найти никак, а если и найти, то с такими танцами с бубнами, что можно подумать, что речь идет не про Германию, а про Бенин.
Собственно, с берега будет казаться, что эта книга научно-фантастическая. Если и так, то рейтинг этой фантастики должен быть 6+, настолько она обезжиренная и автор просто предлагает поверить на слово в существование больше волшебных (а не научных) приборов. Поэтому «фантастическую» составляющую можно смело вынести за скобки – её тут нет.
Это чистой воды приключения со сказочным уклоном.
С одной стороны, это – неплохая библиотечная книга. Взять, прочитать, сдать. Она яркая, минимальные иллюстрации (очень условные, не будем же мы считать повторяющийся рисунок волшебной машины, предохранителя, собаки или морской свинки за иллюстрации), хорошая бумага, крупный шрифт.
С другой стороны, 7-леткам эту книгу читать будет ещё тяжеловато, а 10-леткам уже скучно. И есть великое множество прекрасных книг для мелкошкольников, чтобы не тратить время на эту пустоту.
Почему пустоту? Потому что детские книги помимо того, что «побежал туда, побежал сюда» должны нести и хоть какой-то смысл. Тут его нет.
Учительница, зачем-то вовлекающая мальчика в опасные приключения, совершенно не несет за свои действия никакой ответственности. Она легкомысленная, она преступно халатная. Она оставляет опасный прибор без какой-либо защиты от детей – такая… профессорша Хоботова на минималках, но тот хоть не предполагал, что Карик и Валя придут к нему в гости и ричастятся раствором, а эта оставила детей играться с прибором и пошла потрещать по телефону. Да, бывает. Но в ситуации, когда мальчишка попадает в беду, она сперва поахает, нахмурится, а потом просто говорит, «ну, всё пока, до завтра». Никаких «я пойду с тобой домой и всё объясню твоим родителям», ни «оставайся у меня, завтра что-то придумаем, а родителям я позвоню» - ни-че-го. Какой-то тотальный неэтичный провал. Так что училка может быть и чокнутая или гениальная – как кому нравится больше, но прежде всего её надо уволить и не допускать к детям ни на шаг. И административку в нагрузку!
Опять же, это – книжка, в которой все у всех что-то берут. Мальчик и девочка – просто забрали чужую вещь. Эту вещь просто забрал отчим – она ему оказалась нужнее. Потом мальчик забрал у отчима (и это просто ничем не закончилось, все про это забыли). И это не только про нарушение границ, ибо это, правда, очень странная в этическом смысле книга.
Плюс, она ещё немножко про криминал.
В этой истории всю дорогу банда мальчишек будет бить и гонять Оскара, и требовать, чтобы тот совершил воровство, и это заканчивается в финале всё тем же – прекрасным ничем. Нет ни осуждения кем-либо (учителями, автором) такого поведения мальчиков, более того, мама мальчика считает их лучшими друзьями сына и милыми няшеньками. А в отношениях с Оскаром они просто в один момент перестали это делать.
И перестали так, что финал у меня вызвал недоумение. В финале Оскар внезапно из серой никакой мыши превратился в мальчика, с которым хотят дружить. У никакого серого бегуна внезапно вылупилось чувство собственного достоинства и смелость. Он перестал бояться. Но автор никак, просто никак не объяснила, в какой момент щелкнул крыжик и что случилось. Просто вот так. Хоба!
Он раньше боялся, а теперь – нет, верь мне на слово. И это уже откровенное вредительство, как по мне. Потому что ребенок, столкнувшийся с проблемой подобного толка: со страхами, буллингом или травлей, прочитав подобное будет долго думать «почему у меня так не получается, что со мной не так». С тобой всё так, просто автор – плохая писалка.
Ах, да. Все эти слова… училка, столовка. Да, это призвано погрузить читателя в разговорный язык, которым дети общаются друг с другом. Но когда семиклассники, сколько бы им там не было лет, но по набору предметов и их количеству, можно предположить, что это всё же не начальная, а уже средняя школа, обзывают Оскара – «Оскар – мокрые штанишки», у меня на десятый раз начало сводить зубы от этой неправдоподобной тяжеловесной чуши. Да, ладно! Если бы его обзывали, то явно не так. Хотя бы "ссыкуном".
И последнее. В книге очень много крючков. Тут и намеки на то, что мисс Эдисон сто восемьдесят лет и она изобрела вертолет и ещё много чего, она супер-мега физик, есть тема со странным попаданием Оскара на старинную картину, есть очень странная линия с преследованиями и продажей замка Эдисон – очень много моментов, которые призваны заинтересовать ещё больше, зацепить, удержать внимание. Не знаю, возможно, это – начало цикла и потом авторка всё расскажет. Но, во-первых, ни у меня, ни у Машки не возникло никакого желания читать продолжение, во-вторых, даже для начала цикла это – непозволительно: развесить ружья, чтобы все не просто не выстрелили, а оказались картинами на стене, которые прикрывают сюжетные дыры.
Такое. Одноразовое чтиво под симпатичной обложкой.