Погода на графике рисует фигуру под названием «ковш». И зачерпнув этим ковшом мозги садоводов и простых жителей начинает делать нервы.
Всякий раз, когда рисуется очередной «невменяемый» погодный катаклизм, я пишу подобную статью на тему «Что делать и кто виноват». Потому, что предусмотреть всё – невозможно. В этом году начало зимы снова пришло к нам «на чиле, на расслабоне». А потом – как гром с небес.
Прокатиться от +5 до -10 всего за пару дней – это не с горки лицом вниз съехать. Тут нужно поосторожнее быть.
Я расскажу ужасную дорожную историю, свидетелем которой (и участником) стал мой супруг. Ситуация его настолько проняла, что после случившегося он стал очень серьёзно относиться к любой дороге. Потому, что это только кажется, что салон машины – надёжное убежище.
А вышло так. Ехали они двумя машинами (командой) на охоту по мелкому снегу куда-то в глухой угол Костромской, или, возможно, Вологодской области. Дело было к вечеру. Ехали быстро. Торопились засветло найти дорогу к зимовью. Погода была похожая. Холод собачий, ветер, снег едва выпал, но мести продолжает, морозило. Пустынная трасса. Машины редкие.
Первая машина улетела вперёд, а вторая, вёл которую муж, подзаплутала и ехала сильно сзади. Мой поднажимает. В салоне – 4 мужика, две лайки и амуниция.
Первая машина остановилась у перекрёстка и ждёт отставших. Догнали. Мужики вышли перекурить (у нас салон некурящий и муж поехал на своей только с условием, что в машине дымить не будут).
И вот в разговоре выяснилось, что и пассажиры первой машины, которая проехала раньше, и мужниной, которая проезжала получасом позже, заметили на обочине стоявший седанчик. Двигатель не работал, но в салоне, вроде, кто-то был. Или не был?
Дорога пустынная, связи практически нет, только две рации для переклички между машинами. В общем, для очистки совести решили вернуться. Посмотреть, что там. Возвращаться – километров 40. Но не в правилах охотников бросать на дороге человека в беде.
Когда доехали до места, седанчик по-прежнему караулил обочину. Стёкла заиндевели. Постучали. Реакции нет. Но в сумеречном свете вроде силуэт человека в машине виднеется.
Водительская дверь оказалась не запертой. В салоне сидел скорчившийся человек в полубессознательном состоянии. Почти заснувший-замёрзший.
Одет по-зимнему, но легко. «Городская» курточка, лёгкие офисные брючки и щёгольские ботинки. Мужика завернули в тёплое, засунули в тёплый салон на заднее сидение. Телефоны связь не ловят, глухомань. Что делать. Муж с другом повезли спасённого замерзающего в ближайший посёлок с тем, чтобы сдать медикам и вызвать ГАИ. Вторая машина осталась ждать полицию возле седана.
Самое интересное, что дорога-то не совсем пустынная была. Ехали по ней редкие машины. Но всякий водитель видимо думал, что ничего страшного не происходит. И что, если и случилось чего, то кто-то другой обязательно вызвал нужные службы.
Всё окончилось благополучно. Мужика спасли и он, вроде, даже себе ничего существенного не отморозил. Оказалось, что это риелтор. Поехал из офиса налегке быстренько посмотреть объект. А в дороге машина его заглохла. Если бы охотники проехали уже по темноте часом позже, то, скорее всего, не заметили бы полузанесённую снегом машину.
На заимку приехали уже заполночь, изрядно поплутав и устав.
В общем, охота окончилась удачно для всех, кроме охотников: ни один лось не пострадал, но мужика спасли. Историю изложила, как сама запомнила (может, какие-то детали и упустила, но суть сохранила: зима и дорога ошибок не прощают).
И, если раньше в поездках зимой на дальние расстояния муж к защите от холода относился слегка пофигистически (в машине печка есть), то после той грустной истории задумался. Кинуть в багажник утеплённые сапоги ЭВА и зимний комбинезон – не сложно. Дорога всегда чревата неожиданностями, а эти вещи места много не занимают. Пусть уж лучше ездят в машине, чем «ночь, пурга и некому помочь».
К чему такое длинное вступление? А к тому, что мы часто недооцениваем опасности. Кажется, что всякие неприятности могут случиться с кем-то там, где-то там, но только не с нами и не здесь!
И первый совет – берегите здоровье. В такие погодные качели чаще всего обостряются всякие нажитые с годами неприятности из медицинской энциклопедии. Поэтому – без энтузиазма и фанатизма.
Второй совет – не торопиться. Подозреваю, что, настёганные нехорошим прогнозом, садоводы в субботу ринутся на участки, чтобы в экстренном порядке доделать то, что не успели, или отложили, или (да, мало ли чего).
Вчера, в пятницу, вряд ли кто отважился вечером ехать, ибо мокрый снег, гололедица и нулевая видимость, стремительно падающая температура и темь – такие себе дорожные знаки. А в субботу… И мы поедем.
Быстрее всего (по опыту) наледь образуется на мостах и путепроводах. Ещё на светофорах. Торопыги, стартуя, шлифуют колёсами дорогу. В общем, не спешите. То, что не замёрзло – вас дождётся. А то, что замёрзло – тем более.
Возьмите с собой VD-шку или любое средство для оттаивания замков. Сильный косой дождь, а потом мороз любой замок запаяют. Отмотать десятки километров и не попасть на участок - печаль.
Если дача топится электричеством, возьмите с собой тёплую одежду и термос – может статься, что из-за перегрузок в сети и обледенения проводов или просадки напряжения из-за повышенного расхода электричества нет.
Проверьте давление в системе отопления.
Ели розы ещё не окончательно укрыты (у нас ещё вчера было +2 с дождём), то нужно закрыть торцы. В ночь с субботы на воскресенье нам обещают до -10. Это для роз уже много. Следом – опять резкое потепление. Но после такого качка уже можно не волноваться: под укрытием будет комфортный небольшой минус.
Проверьте все ёмкости с водой: банки, лейки, вёдра под водостоком. Стеклянные сосуды лучше занести в дом, а вёдра, если в них «встала» вода» - хотя бы перевернуть кверху дном. Я заметила, что эта мера помогает.
Покормите птиц. Сейчас им голодно: вся пища скована льдом и засыпана снегом.
А лучше всего затопить печечку и сидеть возле неё, ощущая на разгорячённом с мороза лице живое тепло. Потому, что огонь – одна из немногих вещей, на которые можно смотреть бесконечно.