Найти в Дзене

12 декабря 1911 года британцы решили, что пора сменить «пейзаж из окна» и перенесли столицу Индии из Калькутты в Дели

12 декабря 1911 года британцы решили, что пора сменить «пейзаж из окна» и перенесли столицу Индии из Калькутты в Дели. Решение серьёзное, пафосное… но причины у него — самые земные, почти бытовые. Во-первых, Дели исторически уже был столицей. Просто когда-то Ост-Индской компании захотелось жить ближе к морю. Так рыбацкий поселок Калькутта внезапно стал главным городом Британской Индии, хотя по атмосфере явно не тянул на «вечную столицу». Британцы решили вернуть всё «как раньше», чтобы показать местным князьям: преемственность, традиции, уважение — мы всё помним, честно-честно. Во-вторых, Калькутта в те годы бурлила так, что чай там заваривался сам. Бунтарские группировки устраивали успешные антибританские акции, и город быстро обрёл репутацию «центра террористов». Дели же был тихим, спокойным, почти сонным. Видимо, в Лондоне решили, что править империей лучше там, где под окнами реже взрывается повестка дня. Третье — железные дороги. К началу XX века Дели превратился в важный транспо

12 декабря 1911 года британцы решили, что пора сменить «пейзаж из окна» и перенесли столицу Индии из Калькутты в Дели. Решение серьёзное, пафосное… но причины у него — самые земные, почти бытовые.

Во-первых, Дели исторически уже был столицей. Просто когда-то Ост-Индской компании захотелось жить ближе к морю. Так рыбацкий поселок Калькутта внезапно стал главным городом Британской Индии, хотя по атмосфере явно не тянул на «вечную столицу». Британцы решили вернуть всё «как раньше», чтобы показать местным князьям:

преемственность, традиции, уважение — мы всё помним, честно-честно.

Во-вторых, Калькутта в те годы бурлила так, что чай там заваривался сам. Бунтарские группировки устраивали успешные антибританские акции, и город быстро обрёл репутацию «центра террористов». Дели же был тихим, спокойным, почти сонным. Видимо, в Лондоне решили, что править империей лучше там, где под окнами реже взрывается повестка дня.

Третье — железные дороги. К началу XX века Дели превратился в важный транспортный узел, куда можно было добраться без приключений.

Добавим климат: приморская Калькутта была влажной, душной и, по мнению британцев, крайне «нездоровой». Летнюю столицу давно переносили на север, где можно было хотя бы дышать. Так что идея переселиться была не вдохновением, а скорее медицинским показанием.

И вот 12 декабря 1911 года, перед 80 тысячами зрителей, король Георг V торжественно объявил:

столица — снова Дели.

Тут же заложили первый камень будущего Нью-Дели, города, который спроектируют Лютенс и Бейкер, превратив средневековый по виду Дели из 200-тысячника в город-миллионник. Работы стартовали в 1912-м, притормозили на Первую мировую и завершились лишь в 1928 году. Открытие — в 1931-м. Архитектура — британская, неоклассическая, с намёком: «Империя здесь надолго». Как мы знаем — нет.

Последствия были ощутимы.

Колониальная власть укрепилась, административный центр вывели из неспокойной Бенгалии, антиколониальное движение слегка приглушили. Мягко сменилась и языковая география: позиции хинди начали усиливаться, а бенгали — уступать. История любит такие повороты.

Правда, новая «безопасная» столица продержалась в этом звании недолго: уже в 1912 году в центр Дели прилетело покушение на вице-короля.

Видимо, дело всё-таки было не в географии.

time in focus 🎄