Найти в Дзене
Vgudok.com

Уголь не греет Раджу. Российские поставки твёрдого топлива под ударом межтопливной конкуренции, Австралии и США

Последнее время сообщения о «значительном росте спроса на уголь на индийском рынке», которые ещё недавно как мантру повторяли в отрасли, поутихли. Сначала пиковый спрос на электроэнергию весной прошёл подозрительно спокойно, летом раньше обычного начался сезон дождей, а теперь и традиционный спрос после его окончания пока не оправдывает ожиданий. Что на самом деле происходит у наших индийский друзей? Если весной отсутствие дефицита угля на электростанциях во многом было связано с улучшением внутренних поставок, то сейчас ситуация выглядит по-другому: добыча Coal India в апреле-октябре снизилась на 4,5% в годовом исчислении. При этом, по данным BigMint, в середине ноября запасы на индийских электростанциях были на комфортном уровне около 52 млн т, что достаточно для 17 дней беспрерывной работы. Спад как на внутреннем, так и на импортном рынке может означать только одно — снижение спроса. Стоит отметить, что индийская экономика находится в состоянии торговой войны с США. Тарифы Трампа

Последнее время сообщения о «значительном росте спроса на уголь на индийском рынке», которые ещё недавно как мантру повторяли в отрасли, поутихли. Сначала пиковый спрос на электроэнергию весной прошёл подозрительно спокойно, летом раньше обычного начался сезон дождей, а теперь и традиционный спрос после его окончания пока не оправдывает ожиданий. Что на самом деле происходит у наших индийский друзей?

Если весной отсутствие дефицита угля на электростанциях во многом было связано с улучшением внутренних поставок, то сейчас ситуация выглядит по-другому: добыча Coal India в апреле-октябре снизилась на 4,5% в годовом исчислении. При этом, по данным BigMint, в середине ноября запасы на индийских электростанциях были на комфортном уровне около 52 млн т, что достаточно для 17 дней беспрерывной работы. Спад как на внутреннем, так и на импортном рынке может означать только одно — снижение спроса.

Стоит отметить, что индийская экономика находится в состоянии торговой войны с США. Тарифы Трампа пока в подвешенном состоянии, и реакция на них проявится в ближайшей перспективе. Но всё это давит на потребление энергетического угля в совокупности с прочими факторами.

Независимый эксперт по энергетике Кирилл Родионов видит в изменении структуры и объёмов индийского импорта угля несколько трендов.

«Если мы берём именно энергетический уголь, в нынешнем году в Индии сокращается объём выработки электроэнергии из угля. Основной момент в том, что в индийской электроэнергетике усиливается «межтопливная конкуренция», то есть в стране растёт количество доступных альтернатив углю: с одной стороны это возобновляемая энергетика, с другой стороны атом. Я напомню, что Индия занимает второе место в мире по темпам строительства атомных реакторов, уступая только Китаю.

А также занимает одно из ведущих мест в мире по темпам прироста солнечной и ветровой генерации.

То есть появление альтернатив углю в электроэнергетике привело к тому, что в нынешнем году в Индии, как, впрочем, и в Китае, сократился объём выработки электроэнергии из угля», — пояснил эксперт.

За стабилизацией энергосистемы в Индии скрывается снижение спроса на электроэнергию, а ещё глубже — общий спад в промышленности, который ставит под сомнение функционирование экономики страны без постоянной государственной поддержки.

Несмотря на прогноз пикового спроса на электроэнергию в 277 ГВт, фактическое потребление в этом году остановилось на уровне 240–245 ГВт. Общая выработка электроэнергии в октябре упала на 11% в годовом исчислении, угольная генерация снизилась на 14%. При этом доля угля в энергобалансе выросла с 73% до 76%, в падение гидрогенерации после окончания сезона дождей было легко компенсировано ВИЭ.

-2

Вот что источники BigMint говорят о сложившейся ситуации:

«Это не просто сезонная корректировка; это падение спроса. Затяжной сезон дождей предоставил некоторое оправдание, но в первую очередь это слабый рост промышленного производства. Частные инвестиции и потребление домохозяйств просто не работают. Правительства штатов испытывают финансовые трудности, а рынок частной недвижимости фундаментально слаб».

Второй фактор, влияющий на общие объёмы угольного импорта в Индии — тенденция к перераспределению долей среди поставщиков металлургического угля в страну и усиления конкуренции.

«Если в сегменте энергетического угля основной риск связан именно с изменением спроса из-за появления альтернатив углю в электроэнергетике, то, если мы говорим о сегменте металлургического угля, здесь основной риск — это усиление рисков среди поставщиков.

С одной стороны, это Австралия, которой после фактической потери китайского рынка не остаётся ничего иного, кроме как перенаправить экспорт в Индию.

С другой стороны, в США в ближайшие годы может расти экспорт коксующегося угля. Это связано как с сокращением внутреннего спроса на этот вид топлива, так и с тем, что администрация Трампа может признать коксующийся уголь критически важным минералом.

И потенциально здесь есть ещё один крупный поставщик — это Монголия, с поправкой на то, что по понятным причинам у этой страны нет выхода к морю. Но в теории монгольские производители угля могут экспортировать уголь в Индию транзитом через Китай», — сообщил Кирилл Родионов.

Источник в крупной цементной компании сообщает, что 70–75% всего объёма продаж цемента в настоящее время приходится на финансируемые государством инфраструктурные проекты. Таким образом состояние угольной, цементной и сталелитейной промышленности напрямую зависит от непрерывности и масштабов расходов центрального правительства, в то время как базовый спрос остаётся неустойчивым.

-3

Индийские производители цемента и стали публично заявляют о своей ставке на «рентабельность, а не на рост объёмов»; скорее всего, отрасль ожидает волны консолидации и поглощений в пользу дорогостоящих проектов с нуля.

«Поводов для оптимизма среди экспортёров всё это не добавляет. Тем более, что альтернатив индийскому рынку сбыта просто нет. И несмотря на то, что в странах Южной и Восточной Азии, которые не относятся к Индии, Китаю, Южной Корее и Японии, безусловно, есть потенциал спроса, он всё равно несопоставим с теми объёмами поставок, которые в последние годы осуществляли российские компании на китайские и индийские рынки. Это также является ещё одним фактором, который будет де-факто принуждать российские компании и российские регуляторы к реструктуризации отрасли», — резюмирует господин Родионов.

Для российских экспортёров это сигнал о том, что рассчитывать на безудержный рост спроса на индийском рынке не стоит.

Интерес к энергетическому углю из России в Индии начал снижаться уже давно, импорт коксующегося угля и PCI безусловно сохранится и потенциально вырастет, но вот вопрос с временными рамками и уровнем цен скорее риторический.

Для российской экономики в ситуации тоже заложен свой посыл: пора поискать базовый спрос и на собственных внутренних рынках, с которым дела обстоят, пожалуй, даже хуже, чем в Индии.