Я люблю листать тома «Писем и бумаг императора Петра Великого». Решила рассказать историю, сложившуюся вокруг переписки Петра I c князем Федором Юрьевичем Ромодановским в декабре 1698 года.
Начну, как у меня водится, издалека. Федосей (Моисеевич) Скляев и Лукьян (Алексеевич) Верещагин были ровесниками Петра I: они родились в 1672 году, в семьях царских конюхов дворцового села Преображенского. В 1676 году царь Алексей Михайлович повелел организовать для четырехлетнего царевича потешное войско, в которое и попали четырехлетние же Федосей и Лукьян. Ну а дальше Скляев и Верещагин учатся вместе с Петром I «корабельному плотницкому делу» на Переяславском озере, в 1691 году становятся бомбардирами Преображенского полка, с весны 1696 года строят галеры для предстоящего похода русской армии к Азову, а во время похода состоят матросами на галере «Принципиум», которой командует царь.
В 1697 году Петр I отправляется в путешествие по Европе. Когда он решает поработать корабельным плотником на Ост-Индских верфях в Амстердаме, то рядом трудятся и Скляев с Верещагиным. Затем они сопровождают царя в Англию, на королевские верфи. А потом в июле 1698 года Петр I посылает их в Венецию для обучения кораблестроению в местный арсенал, считавшийся одним из лучших кораблестроительных предприятий на Средиземном море.
Сам Петр I тоже собирался в Венецию, но перед выездом туда из Вены он получил известие о печально известном стрелецком бунте, пришлось срочно возвращаться домой. 25 августа (4 сентября) 1698 года царь был уже в Москве. А вскоре он поспешил в Воронеж, на верфи, смотреть, что было сделано в его отсутствие. Результаты его не радуют, поэтому он решает вызвать из Италии Скляева с Верещагиным, практически прервав их учебу. Те написали царю об успешной сдаче «кораблестроительных» экзаменов и об отбытии в Россию.
И вот Петр I ждет своих кораблестроителей в Воронеже, а их нет. Оказывается, они задержаны в Москве грозным главой Преображенского приказа князем Федором Юрьевичем Ромодановским. И царь пишет своему старшему соратнику 2 декабря 1698 года: «Еще прошу: в чем держат наших товарищей, Скляева и Лукьяна? Зело мне печально. Я зело ждал паче всех Скляева, потому что он лучший в сем мастерстве; а ты изволил задержать. Бог тебе судит! Истинно никого нет мне здесь помощника. А чаю дела не государственные. Для Бога, свободи (а какое до них дело, я порука по них), и пришли сюды. Piter». Ромодановский в ответном письме рассказывает о «деле», по которому задержал Скляева и Верещагина: он действительно не «государственное», как, например, стрелецкий бунт. Однако и не пустяковое. «А что ты изволил ко мне писать о Лукьяне Верещагине и о Скляеве, будто я их задержал, и я их не задержал: толко у меня сутки ночевали. Вина их такая: ехали Покровскою слободою пьяны и задрались с салдаты Преображенского полку, изрубили двух человек салдат и по розыску явилось на обе стороны неправы и я, розыскав, высек Скляева за его дурость, также и челобитчиков, с кем ссора учинилась и того часу отослал к Федору Алексеевичю [Головину]. В том на меня не прогневись: не обык в дуростях спускать, хотя б и не такова чину были».
Когда «товарищи» Петра I наконец-то оказались в Воронеже, им было поручено важное дело: строить заложенный еще в ноябре 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божие сему есть Предведение»). Назначенный первым царским помощником Скляев должен был контролировать работу корабельных мастеров и плотников, второй же помощник Верещагин отвечал за «добротную оснастку».
27 апреля 1700 года в присутствии царя корабль «Гото Предестинация» был спущен на воду. Он стал первым в истории отечественного военно-морского флота линейным кораблем и первым же кораблем, построенным только русскими мастерами.
А Скляева с Верещагиным, некогда по глупому пьяному задору «задравшихся» в Москве, впереди ждало еще много дел во славу русского кораблестроения. Верещагин, с 1710 года руководивший снабжением лесоматериалами Санкт-Петербургского Адмиралтейства (где строили многопушечные корабли для Балтийского флота), скоропостижно скончался в 1713 году. Читала, что подорвало его здоровье пристрастие к спиртному. Скляев же, первый и выдающийся русский инженер-кораблестроитель, как любимец Петра I в 1712 году сидел «на братнем месте» на его бракосочетании с Екатериной. Петр I с Екатериной приезжали к Скляеву по случаю рождения у него дочери, а также были на ее крестинах. Скляев ненадолго пережил государя-ровесника: скончался на 57-м году жизни 10 мая 1728 года от приступа грудной жабы (так тогда называли стенокардию). Его торжественно похоронили в Александро-Невской лавре, но, насколько я знаю, могила его не сохранилась.
С отголосками этой истории я встретилась недавно на выставке «Дива и диковины петровской Москвы», которая открыта в Музее района Лефортово, филиале Музея Москвы. Здесь выставлен макет корабля «Гото Предестинация».