Найти в Дзене

Музыка - все?

Иногда кажется, что да.
Что всё уже было:
— все гармонии сыграны
— все ритмы придуманы
— все мелодии — это просто ремиксы на ремиксы Ты открываешь Spotify, листаешь новинки и ловишь себя на мысли:
«Я это уже где-то слышал».
И это ощущение не обманывает. Математически — да, музыка конечна Если быть занудой (а я "иногда" могу): Музыка — это комбинации высот, ритмов и тембров Нот всего 12 Ритмических длительностей — ограниченное количество.
Гармонических функций — ещё меньше С этой точки зрения вся музыка действительно конечна.
Рано или поздно мы переберём все возможные комбинации (Более того — даже это уже сделали). Но есть нюанс. Мы не слушаем формулы — мы слушаем людей Музыка — это не ноты.
И не аккорды.
И даже не стиль. Музыка — это контекст. Один и тот же аккорд: у Бетховена — вызов судьбе у Nirvana — подростковая злость у Билли Айлиш — шёпот тревоги у тебя — твой личный понедельничный пиздец Формула та же.
Смысл — другой. Каждый раз меняется слушатель Даже если бы музыка писалась п
Оглавление

Иногда кажется, что да.
Что всё уже было:
— все гармонии сыграны
— все ритмы придуманы
— все мелодии — это просто ремиксы на ремиксы

Ты открываешь Spotify, листаешь новинки и ловишь себя на мысли:
«Я это уже где-то слышал».
И это ощущение не обманывает.

Математически — да, музыка конечна

Если быть занудой (а я "иногда" могу):

  • Музыка — это комбинации высот, ритмов и тембров
  • Нот всего 12
  • Ритмических длительностей — ограниченное количество.
    Гармонических функций — ещё меньше

С этой точки зрения вся музыка действительно конечна.
Рано или поздно мы переберём все возможные комбинации (Более того — даже
это уже сделали).

Но есть нюанс.

Мы не слушаем формулы — мы слушаем людей

Музыка — это не ноты.
И не аккорды.
И даже не стиль.

Музыка — это контекст.

Один и тот же аккорд:

  • у Бетховена — вызов судьбе
  • у Nirvana — подростковая злость
  • у Билли Айлиш — шёпот тревоги
  • у тебя — твой личный понедельничный пиздец

Формула та же.
Смысл — другой.

Каждый раз меняется слушатель

Даже если бы музыка писалась по шаблону (а она во многом так и делается),
мы меняемся быстрее, чем шаблоны.

Меняется:

  • скорость жизни
  • концентрация внимания
  • способ потребления
  • контекст, в котором звучит музыка

Песня в 6 минут сегодня — подвиг.
Интро в 40 секунд — роскошь.
А тишина в начале трека — смелость.

Это не про «хуже» или «лучше».
Это про
другое время.

Музыка не заканчивается — заканчиваются эпохи

Закончился:

  • классический романтизм
  • золотой век рока
  • MTV-поп
  • иллюзия, что артист — это небожитель

Но музыка при этом никуда не делась.
Она просто
перестала быть той, к которой мы привыкли.

Каждому поколению кажется, что:

«Вот раньше была музыка, а сейчас…»

Так говорили:

  • про джаз
  • про рок
  • про хип-хоп
  • про электронику
  • про автотюн
  • даже про TikTok-треки

Спойлер: будут говорить и дальше.

Повторы — это не смерть, а язык

Повторы в музыке — не признак вырождения.
Это признак того, что у языка есть грамматика.

Мы не говорим:

«Фразы закончились, потому что все слова уже придуманы»

Мы говорим по-разному одними и теми же словами.

Музыка работает точно так же.

Так всё-таки — музыка закончилась?

Если коротко: нет.

Закончилась наивность.
Закончилась иллюзия новизны ради новизны.
Закончилась вера, что можно «придумать что-то абсолютно новое».

Но не закончились:

  • чувства
  • вопросы
  • страхи
  • радость
  • желание быть услышанным

А пока это есть —
музыка будет появляться снова и снова.

Не потому что можно.
А потому что
иначе человек не умеет.

Музыка — не «всё».
Музыка —
пока мы есть.

_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._

Telegram канал "Записки Аранжировщика"

Подкаст «Слышь!» вернулся с третьим сезоном!

Поддержи канал донатами это поможет делать статьи и подкасты лучше и чаще, плюс пойдет на покупку оборудования