Мошенничество при купле-продаже автомобилей в России становится всё более изощрённым - и всё чаще попадает в заголовки новостей. После громкого дела с Ларисой Долиной, чью квартиру суд признал проданной с нарушениями, в профессиональном сообществе снова заговорили о защите прав добросовестных покупателей.
Один из предложенных вариантов - обязательное страхование сделок с автомобилями.
Такую инициативу озвучил адвокат Александр Добровинский, и идея вызвала бурную дискуссию: возможно ли создать такую систему, насколько она будет надёжной, а самое главное - кто за неё заплатит?
Что предлагает адвокат
По мнению Добровинского, оформление страховки при покупке автомобиля может сыграть роль фильтра. Перед сделкой страховая компания проверяла бы не только документы на машину, но и репутацию продавца, отсутствие обременений и возможные юридические проблемы.
Если всё в порядке, то полис оформляется, и сделка считается безопасной. Если возникают сомнения, то страховая просто отказывает.
«Проверка займёт немного времени, но выгода очевидна: меньше исков, меньше обманутых людей, больше прозрачности. Да и мошенникам будет сложнее пролезть в систему» - отмечает адвокат.
Он считает, что стоимость такой страховки не станет критичной - около 30 тысяч рублей, что является разумной платой за спокойствие и юридическую защиту.
Почему страховки до сих пор нет
Несмотря на то что идея кажется здравой, на практике в России пока не существует титульного страхования автомобилей. Страховщики объясняют это тем, что спроса до сегодняшнего дня на такую услугу не было.
Вице-президент «Ренессанс страхования» Сергей Демидов говорит, что подобный продукт можно было бы создать, но для этого нужно продумать сложную юридическую инфраструктуру, ведь претензии к автомобилю может предъявить не только текущий владелец, но и кто-то из бывших, что осложняет проверку.
«Нужно не просто создать полис, а выстроить систему, которая будет отслеживать историю владения машиной. Это сложно и требует затрат», — объясняет он.
По словам Демидова, страхование станет актуальным, если в России продолжится практика изъятий автомобилей по суду и если к такому продукту проявят интерес банки, которые работают с автокредитами.
Интерес растёт, но осторожно
В страховой компании «Согласие» подтверждают, что в последнее время россияне действительно стали чаще интересоваться защитой своих прав при покупке подержанных машин, но до массового спроса пока далеко.
«Мы рассматриваем запуск такого продукта. Это будет титульная страховка, адаптированная под автомобиль. По сути, она защищает покупателя от потери машины в случае признания сделки недействительной» - поясняет Дмитрий Соколов, заместитель директора департамента андеррайтинга.
По его словам, особенно актуальна идея на фоне активного роста вторичного рынка, где сделки всё чаще проходят между частными лицами без участия юристов или автосалонов.
Юрист Сергей Смирнов не исключает, что страхование может появиться в ближайшие годы, но указывает на важный нюанс: далеко не каждый продавец или покупатель захочет платить дополнительные деньги, особенно если речь идёт о недорогой машине.
В то же время автоэксперт Максим Шелков относится к идее скептически. По его мнению, слишком много нюансов невозможно учесть на этапе заключения сделки. Главное - это отсутствие чётких временных рамок.
«Срок исковой давности у нас - три года. Но если человек докажет, что о нарушении узнал позже, то срок могут восстановить хоть через десять лет. Как страховать такие риски?» —-задаётся вопросом Шелков.
Даже по полисам КАСКО страховщики не всегда выплачивают деньги, если автомобиль украли с использованием обмана. Вместо обязательного страхования Шелков предлагает более простой и, по его мнению, рабочий механизм - временную приостановку сделки. Например, установить обязательную «паузу» в 14 дней между подписанием договора и регистрацией автомобиля в ГИБДД. За это время участники могут всё перепроверить, а если есть сомнения, то подать заявление в полицию или отказаться от сделки.
Что в итоге
Идея страховать каждую сделку с автомобилем пока остаётся на стадии обсуждения.
С одной стороны, она обещает защиту покупателям и делает рынок более цивилизованным.
С другой, требует огромных усилий по созданию инфраструктуры, подготовке юристов, обучению страховых агентов и выстраиванию доверия со стороны общества.
Но ясно одно - люди устали бояться потерять автомобиль из-за юридических ловушек. Любой шаг в сторону большей прозрачности будет встречен с интересом, но пока данная система не заработала - нужно брать за это ответственность самостоятельно. Обычный человек не всегда имеет ресурс и понимание, как проверить автомобиль на вторичном рынке перед покупкой.
Если вы не хотите рисковать своими деньгами, силами и временем - обращайтесь за услугой "подбор под ключ" к специалистам компании DSS Group.
Уже более 6 лет мы занимаемся поиском автомобилей "под ключ" в 34 российских городах и готовы не просто найти машину вашей мечты по всем озвученным критериям, но и полностью снять с вам ответственность за покупку. На все машины, которые наша компания рекомендует к приобретению, мы даем гарантию сразу по 3 направлениям:
- гарантию на все основные узлы и агрегаты (ДВС, КПП, ходовая часть);
- гарантию юридической чистоты (отсутствие залогов, запретов на РД, банкротств и прочего);
- гарантию достоверности всех проведенных диагностик
Мы регулярно пополняем наш ТГ-канал свежими отчетами по выбору автомобилей. Советуем подписаться, чтобы понимать реальное положение цен на рынке (за сколько можно купить тот или иной "живой" автомобиль).
А чтобы получить бесплатную консультацию по интересуемому вас автомобилю (например, начиная с какого бюджета можно найти тот или иной вариант) - переходите на сайт компании DSS Group и заполняйте заявку. Наш специалист свяжется с вами в удобное для вас время.