Продолжаю изучать челобитные, поданные москвичами в 1740-х годах и в 1772 году. Для лучшего восприятия поставлю знаки препинания, которых нет в оригиналах.
«УШЛА НЕВЕДОМА КУДЫ»
Первая челобитная написана в январе 1741 года и подана на имя «всепресветлейшего державнейшего великого государя императора и самодержца всероссийского» – пятимесячного на тот момент Ивана Антоновича, правнучатого племянника Петра I. Писал ее «Первого Московского полку прапорщик Григорей Бражников». 30 января был он в гостях «за Яузою рекою в приходе церкви Мартына исповедника (современный адрес церкви: улица Солженицына, 15), в доме ассесора Ивана Иванова сына Мокеева на лошади своеи – мерине рыжем, грива налево, с отметом, впряжена в сани пошевни, на неи хомут ременнои, узда ременная, возжи пенковые». И «с оного двора не вемь каким случаем оная моя лошадь ушла неведома куды». На следующий день Бражников «усмотрил оную свою лошадь в приводе» в полицейском участке. Видимо, что-то не задалось с отдачей ему лошади, раз просил он: «Дабы высочаишим вашего императорского величества повелено было показанную мою лошад отдать мне с роспискою».
ПРОПАЛА «САБАКА» СОРОКА
Князь Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790) известен нам и как деятель Русского Просвещения – историк, публицист, философ, автор сочинения «О повреждении нравов в России», и как государственный деятель – сенатор, действительный тайный советник. В 1746 году 13-летний князь был записан в знаменитый лейб-гвардейский Семеновский полк; спустя год, в апреле 1747 года, «служитель ево» солдат «Семеновского полку» Иван Гаврилов пишет явочную челобитную на имя императрицы Елизаветы Петровны. Напомню: в явочной челобитной ее податель извещал власти о действиях или событиях, которые принесли вред ему или лицам, которых он представлял. Иногда событие могло причинить вред в будущем, и тогда явочная челобитная имела предупредительный характер.
Итак, Иван Гаврилов сообщал. «Из московского дому господина моего пропала сабака – черная сука ищеина от руских ростом, на ногах каротких, толста, под горлом немного бело сединою, хвост немного сечен, на отсечке шерсть позавилос черноя с белью». Была собака «званием Сорока» и «обреталас всегда при кладовои полате». И после того, как Сорока пропала, Иван Гаврилов «опасен (опасается), чтоб тои полате от воровских людеи вреды какои не учинилось». О вреде он и предупреждает в явочной челобитной, а также просит «о сыску онои сабаки» отдать приказ в полицейскую «каманду».
ПРОПАЛА «ДАЦКАЯ БОЛШАЯ САБАКА»
Князь Борис Григорьевич Шаховской (1737-1813) – генерал-лейтенант, один из сподвижников Суворова. В 1763 году женился на баронессе Варваре Александровне Строгановой, после чего большую часть времени занимался «строгановскими» уральскими чугунолитейными и железоделательными заводами.
В октябре 1772 года на имя императрицы Екатерины II «армии полковника князя Бориса Григориевича Шаховского служитель ево Петр Степанов сын Каменскои» подал челобитную. «Дом господина моего имеетца в 10 части на Вшивои горке, в приходе церкви Николая чюдотворца, что в Котелниках (современный адрес церкви:1-й Котельнический переулок, 8). И сего октября 22 господина моево дацкая болшая сабака, кабел, неведомо каким случаем из оного дому пропала или какими людми сведена, о том я |неизвестен. А приметами оная сабака шеристью муругая (рыже-бурого или буро-черного окраса), уши обрезаны, переносье и на лбу лысина белые, загривина, грудь, передние и задние лапы белые ж, на хвосте кончикъ белои». И просил Каменский принять челобитную в Московскую полицмейстерскую канцелярию и записать «в книгу явочных челобитен впредь для ведома, а о сыску онои сабаки соблаговолено б было во все части послать приказы».
ПОСЛЕСЛОВИЕ: ЗАМЕТКИ С ВЫСТАВКИ
В Москве сейчас гостят полотна Жерара Делабарта, привезенные из Государственного Русского музея. Виды Москвы Желабарт писал в 1794-1798 годах, то есть много позже челобитных с историями пропаж собак. И я обратила внимание: у художника по улицам и площадям бегают явно породистые собаки. Неизвестно, отображал ли внимательный к деталям Делабарт московскую действительность, или же просто придавал собакам приметы известных ему пород. Привожу фрагменты картин Делабарта.