Найти в Дзене
О чудный мир

ВЕТОЧКА СПАРЖИ НА СДАЧУ

Рубрика «Арт Любопытно» по пятницам Иногда великая живопись начинается… со сдачи. В конце XIX века один из первых собирателей импрессионизма коллекционер Шарль Эфрусси заказал у известного новатора-импрессиониста Эдуарда Мане натюрморт — «Пучок спаржи». Договорились на 800 франков. Получив работу, восхищенный Эфрусси прислал автору 1000. Хотя эта небольшая картина и кажется простой и скучной только на первый взгляд, вся сложность работы состояла в том, чтобы изобразить спаржу так, будто она действительно лежит у торговца на прилавке. Эдуард Мане "Пучок спаржи" Мане посмотрел на чек, подумал и поступил как человек с чувством меры и юмора: он написал ещё одну картину - совсем маленькую и скромную всего 169 × 219 мм. С одной-единственной спаржей. И приложил записку: «Одной не хватало. Она выпала из вашего пучка». Такой вот элегантный художественный жест без всякого пафоса и жеманства. Эдуард Мане "Веточка спаржи" К тому моменту Мане уже тяж

Рубрика «Арт Любопытно» по пятницам

Иногда великая живопись начинается… со сдачи.

В конце XIX века один из первых собирателей импрессионизма коллекционер Шарль Эфрусси заказал у известного новатора-импрессиониста Эдуарда Мане натюрморт — «Пучок спаржи». Договорились на 800 франков. Получив работу, восхищенный Эфрусси прислал автору 1000. Хотя эта небольшая картина и кажется простой и скучной только на первый взгляд, вся сложность работы состояла в том, чтобы изобразить спаржу так, будто она действительно лежит у торговца на прилавке.

Эдуард Мане "Пучок спаржи"
Эдуард Мане "Пучок спаржи"

Мане посмотрел на чек, подумал и поступил как человек с чувством меры и юмора: он написал ещё одну картину - совсем маленькую и скромную всего 169 × 219 мм. С одной-единственной спаржей. И приложил записку: «Одной не хватало. Она выпала из вашего пучка». Такой вот элегантный художественный жест без всякого пафоса и жеманства.

Эдуард Мане "Веточка спаржи"
Эдуард Мане "Веточка спаржи"

К тому моменту Мане уже тяжело болел и почти не писал больших полотен, ограничиваясь небольшими натюрмортами с простыми сюжетами: розы в фужере, несколько слив, пара груш.
Он жил в Аржантёе, пригороде Парижа, окружённом спаржевыми полями. которые засадили для восстановления почв вместо уничтоженных вредителями виноградников. И там росла лучшая в округе спаржа: белая, с фиолетовыми кончиками, нежная, сладкая и, как выяснилось, весьма живописная.

История получилась настолько изящной, что вышла за пределы чисто художественного мира.
Шарль Эфрусси (уроженец Одессы, банкир, меценат и редактор художественного альманаха) стал прототипом главного героя Шарля Свана у классика модернизма Марселя Пруста. И вместе с ним
пучок спаржи попал в один из самых влиятельных произведений XX века в литературе «В поисках утраченного времени» как повод для иронии, споров о цене искусства и вечного вопроса: «Триста франков за пучок спаржи?!»

Кстати, финал у этой истории музейный и счастливый:
🥬
«Пучок спаржи» сегодня благополучно экспонируется в Кёльне,
🥬
«Веточка спаржи» — в парижском музее Орсе.

Иногда искусство — это не про «дорого» и «громко».
А про внимание.
И про то, что
одной веточки всё-таки не хватало 😉.