Найти в Дзене

Пропасть поколений: почему мы не понимаем друг друга и можно ли это исправить

"Вы просто лентяи и не хотите работать!" — говорит бумер зумеру. "Вы разрушили экономику и читаете нам мораль!" — отвечает зумер бумеру. Миллениалы устало вздыхают где-то посередине, а поколение X молча наблюдает за баталиями, попивая кофе, которое наконец-то в доступе. Альфы тем временем создают контент в VR и не понимают, о чём вообще спор. Конфликт поколений существовал всегда. Ещё Сократ жаловался в 380 до н. э.: "Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие". Сегодня, этот разрыв не стал сильнее, просто потому что касается непосредственно нас – ощущается острее. Есть ли шанс построить мосты там, где сейчас пропасть? Что такое поколение с точки зрения психологии? Поколение — это не просто люди, родившиеся в определённые годы. Это группа, сформированная общими историч
Оглавление

"Вы просто лентяи и не хотите работать!" — говорит бумер зумеру. "Вы разрушили экономику и читаете нам мораль!" — отвечает зумер бумеру. Миллениалы устало вздыхают где-то посередине, а поколение X молча наблюдает за баталиями, попивая кофе, которое наконец-то в доступе. Альфы тем временем создают контент в VR и не понимают, о чём вообще спор.

Конфликт поколений существовал всегда. Ещё Сократ жаловался в 380 до н. э.: "Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие".

Сегодня, этот разрыв не стал сильнее, просто потому что касается непосредственно нас – ощущается острее. Есть ли шанс построить мосты там, где сейчас пропасть?

Что такое поколение с точки зрения психологии?

Поколение — это не просто люди, родившиеся в определённые годы. Это группа, сформированная общими историческими событиями, культурным контекстом, технологическими изменениями и экономическими условиями в период взросления.

Психолог, социолог Карл Маннгейм называл это "поколенческим сознанием" — набором базовых установок, ценностей и способов видеть мир, которые закладываются в юности и остаются с человеком на всю жизнь.

Критический период формирования — примерно с 10 до 25 лет. То, что происходит в мире в это время, впечатывается в психику особенно глубоко. События, технологии, культурные коды этих лет становятся "нормой", точкой отсчёта.

Краткий портрет поколений

Молчаливое поколение (1928-1945)

Что формировало: Великая Отечественная война, послевоенное восстановление, тоталитаризм, дефицит всего.

Ключевые ценности: Выживание, стойкость, уважение к авторитетам, долг перед родиной, скромность, жертвенность.

Психологический портрет: Привычка терпеть, не жаловаться, не высовываться. Коллективизм выше индивидуализма. Работа — святое. Семья — крепость. Недоверие к переменам.

-2

Бумеры (1946-1964)

Что формировало: Послевоенный бум рождаемости, относительная стабильность, оттепель, космос, экономический рост, вера в светлое будущее.

-3

Ключевые ценности: Карьера, статус, материальное благополучие, лояльность работодателю, образование как социальный лифт.

Психологический портрет: Трудоголики, идеалисты, которые верили в систему. Ценят иерархию, стабильность, предсказуемость. Привыкли работать в одной компании десятилетиями. Уважают должности и регалии.

Поколение X (1965-1980)

Что формировало: Перестройка, распад СССР, экономическая нестабильность, "лихие 90-е", MTV, появление ПК, кризис идеологий.

-4

Ключевые ценности: Самостоятельность, скептицизм, прагматизм, баланс работы и жизни, индивидуализм.

Психологический портрет: Поколение "детей с ключом на шее". Научились выживать самостоятельно. Не верят в "светлое будущее", но умеют адаптироваться. Циничны, но деятельны. Ценят свободу и независимость.

-5

Миллениалы (1981-1996)

Что формировало: Интернет, глобализация, тер@кты 11 сентября, финансовый кризис 2008, соцсети, культ саморазвития.

-6

Ключевые ценности: Самореализация, смысл в работе, впечатления важнее вещей, социальная справедливость, экология, инклюзивность.

Психологический портрет: Первое цифровое поколение. Оптимистичны, но тревожны. Хотят менять мир, но сталкиваются с экономической нестабильностью. Ценят гибкость, ненавидят офисную рутину. Страдают от синдрома упущенных возможностей.

Зумеры (1997-2012)

Что формировало: Смартфоны, пандемия, климатический кризис, политическая поляризация, культура отмены, TikTok, нестабильность как норма.

-7

Ключевые ценности: Аутентичность, ментальное здоровье, разнообразие, гибкость, прагматизм, краткосрочное планирование.

-8

Психологический портрет: Реалисты без иллюзий. Выросли в условиях постоянного кризиса. Не ждут стабильности, приспособились к хаосу. Ценят границы, говорят о чувствах, требуют уважения к личности. Часто обвиняются в хрупкости, но это скорее открытость, а не слабость.

Никакого офиса! Удаленка, максимум коворкинг
Никакого офиса! Удаленка, максимум коворкинг

Поколение Альфа (2013-2025)

Что формирует: Искусственный интеллект, виртуальная реальность, голосовые ассистенты, обучение через экраны, постпандемийный мир, климатические катастрофы в реальном времени, нейротехнологии.

-10

Ключевые ценности (формируются сейчас): Гиперперсонализация, технологичность как воздух, глобальное мышление с рождения, визуальная коммуникация, мгновенность во всём, размытие границ между физическим и цифровым.

Психологический портрет (в процессе формирования): Первое поколение, полностью рождённое в XXI веке. Не знают мира без AI, сенсорных экранов и стриминговых сервисов. Общаются мемами и короткими видео. Внимание фрагментировано ещё сильнее, чем у зумеров — клиповое мышление в кубе.

Для них YouTube — это "старая школа", а TikTok уже почти "для старых". Не делят мир на онлайн и офлайн — это единое пространство. Виртуальные друзья такие же реальные, как соседи по двору (которых, кстати, часто не знают).

Растут в мире, где AI пишет тексты, создаёт картинки, решает задачи. Для них это не футуристика, а обычный инструмент, как для бумеров был калькулятор. Критическое мышление и проверка информации — их главный вызов, потому что они не знали мира без фейков и дипфейков.

Ещё более тревожны, чем зумеры. Взрослеют в условиях экологического кризиса, который уже не "придёт когда-то", а происходит сейчас. Многие наблюдают разводы родителей (миллениалов), экономическую нестабильность, геополитические конфликты. Детство под прицелом камер — родители выкладывают их фото с рождения, формируя цифровой след до того, как ребёнок может согласиться.

Парадокс: имеют доступ ко всей информации мира, но часто не умеют её фильтровать. Могут часами смотреть контент, но испытывают трудности с длинными текстами. Социализация происходит иначе — через игры, чаты, коллабы в виртуальном пространстве.

Главные страхи: Экологическая катастрофа, технологическая изоляция (парадоксально, но они боятся остаться без связи больше, чем зумеры), невозможность построить будущее в нестабильном мире.

Главные надежды: Технологии решат проблемы, которые создали предыдущие поколения. Мир станет более инклюзивным. Границы между странами и культурами окончательно сотрутся.

Корни непонимания: почему мы говорим на разных языках?

-11

Разные "нормы" реальности

Для бумера норма — проработать 40 лет в одной компании и получить пенсию. Для миллениала — сменить 7 мест работы до 30 лет. Для зумера — вообще не верить в пенсию и строить портфолио навыков. Для альфы — работа в привычном смысле может вообще не существовать (их заменит AI?), поэтому они готовятся к миру, где важны креативность и адаптивность.

Каждое поколение проецирует свой опыт на другие. Бумер видит миллениала, меняющего работу, и думает: "Безответственный". Миллениал видит бумера, 20 лет на одном месте, и думает: "Жертва системы". Зумер видит альфу, который в 10 лет создаёт контент для миллионов подписчиков, и думает: "А что я делал в его возрасте?"

Разные травмы

Молчаливое поколение травмировано войной. Бумеры — распадом СССР. Иксы — нестабильностью 90-х. Миллениалы — кризисом 2008 и обманутыми ожиданиями. Зумеры — пандемией и ощущением апокалипсиса. Альфы — тотальной неопределённостью будущего и экологической тревогой с детского сада.

Травмы формируют защитные механизмы. Бумеры цепляются за стабильность, потому что пережили хаос. Зумеры отвергают долгосрочные планы, потому что мир рушится каждые пять лет. Альфы вообще не планируют дальше следующего тренда — мир меняется так быстро, что планирование кажется бессмысленным.

Разные отношения с авторитетом

Молчаливое поколение и бумеры: авторитет нужно уважать по должности.

Иксы: авторитет нужно заслужить делами.

Миллениалы: авторитет — это тот, кто вдохновляет и имеет смысл.

Зумеры: авторитет — это человек, который уважает мои границы и аутентичен.

Альфы: авторитет — это тот, у кого больше подписчиков и кто создаёт крутой контент. Традиционные институты (школа, правительство, корпорации) воспринимаются скептически с самого начала.

Разное понимание работы

Бумеры: работа — это долг, стабильность, самоидентификация. "Я — инженер на заводе".

Иксы: работа — это средство для жизни, не более. "Работа есть работа".

Миллениалы: работа должна давать смысл, самореализацию. "Я хочу менять мир".

Зумеры: работа — это один из аспектов жизни, не главный. "Я - не моя профессия".

Альфы: работа — это то, что делает AI, а я занимаюсь творчеством. Или: работа — это вообще не обязательно, если можно монетизировать хобби. Они видят, как блогеры зарабатывают миллионы, и не понимают, зачем идти в офис.

Технологический разрыв

Для альфы смартфон — даже не продолжение руки, это часть сознания. Для зумера смартфон — привычный инструмент. Для бумера — непонятная штука. Это не просто про умение пользоваться гаджетом. Это про способ мышления, обработки информации, коммуникации.

Зумеры думают клипово, быстро переключаются, многозадачны. Альфы ещё быстрее — их внимание формируется 15-секундными роликами. Бумеры линейны, глубоки, сосредоточены. Это разные когнитивные стили, и ни один не лучше другого — они просто разные.

Альфы первыми сталкиваются с проблемой "AI сделает это лучше меня". Они растут, зная, что нейросеть напишет сочинение, решит задачу, нарисует картинку. Их вызов — найти, что делает их уникальными в мире, где машины умнеют каждый день.

Разное восприятие реальности

Бумеры: реальность — это то, что можно потрогать. Телевизор показывает правду.

Иксы: реальность сложнее, чем кажется. СМИ врут, но иногда говорят правду.

Миллениалы: реальность множественна. У каждого своя правда. Запретграм — это тоже реальность.

Зумеры: онлайн и офлайн — равнозначные реальности. Виртуальные отношения могут быть глубже физических.

Альфы: реальность — это континуум от физического до полностью виртуального. VR-друг такой же настоящий, как одноклассник. Avatar в метавселенной — это тоже "я". Дипфейки и AI-контент размывают границу между настоящим и созданным, и для них это норма.

-12

Психологические механизмы конфликта

Проекция собственных ценностей

Мы автоматически считаем свой способ видеть мир правильным. Бумер проецирует свои ценности на миллениала: "Если бы он просто работал усерднее...". Миллениал проецирует на бумера: "Если бы он просто открылся новому...". Зумер на альфу: "Они вообще не понимают серьёзности жизни, только TikTok в голове".

Страх устаревания

Особенно остро у старших поколений. Когда молодые отвергают твои ценности — это ощущается как обесценивание твоей жизни. "Я положил 40 лет на завод, а ты говоришь, что это было напрасно?".

Сейчас этот страх достиг пика у миллениалов. Они видят, как альфы с лёгкостью делают то, чему миллениалы учились годами. 10-летний ребёнок монтирует видео лучше профессионала, программирует с помощью AI, создаёт контент для миллионной аудитории. Миллениал думает: "Я устарел в 35?".

Зависть к возможностям

У младших поколений больше свобод, технологий, открытости. Старшие это видят и могут бессознательно завидовать. Отсюда фразы: "Вам всё дают, а вы неблагодарные".

Альфам действительно доступно то, о чём предыдущие поколения мечтали: мгновенный доступ к любой информации, возможность учиться у лучших учителей мира онлайн, технологии для творчества. Но взамен они получили информационную перегрузку, цифровую зависимость и мир на грани климатической катастрофы.

Непризнанная боль

Каждое поколение думает, что только оно настоящее страдало. Бумеры: "Мы поднимали страну из руин!". Миллениалы: "Мы растём в мире, где не купить квартиру!". Зумеры: "Мы пережили пандемию в подростковом возрасте!". Альфы: "Мы растём, зная, что к 2050 году половина планеты станет непригодной для жизни". Непризнание боли другого рождает обиды.

Защита своей идентичности

Поколенческая принадлежность — часть идентичности. Критика поколения воспринимается как личная атака. Отсюда оборонительная агрессия в спорах.

Специфика конфликтов в семье

Родители и дети

Родители растят детей исходя из своего опыта. Но мир изменился. То, что работало у бумеров (усердная работа = успех), не работает у миллениалов (усердная работа = выгорание без гарантий).

Бумер-родитель: "Иди в стабильную профессию, найди хорошую работу".

Миллениал-ребенок: "Я хочу заниматься тем, что мне нравится".

Бумер слышит: "Мой опыт не ценен". Миллениал слышит: "Твои желания не важны".

А теперь новый уровень:

Миллениал-родитель альфе: "Оторвись от планшета, иди погуляй!".

Альфа-ребенок: "Мои друзья онлайн, я с ними общаюсь. Это моя социализация".

Миллениал пытается дать ребёнку "нормальное детство" (по своим меркам), но для альфы онлайн — это и есть норма. Попытки ограничить гаджеты воспринимаются как изоляция от социума.

Бабушки/дедушки и внуки

Молчаливое поколение и бумеры часто не понимают зумеров вообще. Зумер живёт онлайн, говорит о ментальном здоровье, отказывается от гендерных стереотипов. Для старшего поколения это может выглядеть как "распущенность" или "слабость".

С альфами ещё сложнее. Бабушка не понимает, почему 8-летний внук хочет VR-очки на день рождения вместо велосипеда. Дедушка не понимает, почему внучка "разговаривает с компьютером" (голосовой ассистент) и считает это нормальным.

Зумер: "Мне нужен личный психолог".

Бабушка: "В наше время не ныли, а работали".

Альфа: "Мне нужно больше экранного времени для проекта в метавселенной".

Бабушка: теряет дар речи.

За этим — непонимание, что мир другой. Психологическая нагрузка сегодня не меньше, чем физическая была тогда. Просто другая.

Конфликт цифрового разрыва

Особенно остро между альфами и всеми остальными. Родители-миллениалы пытаются контролировать цифровую жизнь детей, но альфы знают технологии лучше них. Возникает ситуация, когда 10-летний ребёнок объясняет 35-летнему родителю, как работает алгоритм рекомендаций.

Это переворачивает традиционную иерархию "знающий родитель — учащийся ребёнок". Родители чувствуют потерю контроля и авторитета. Дети чувствуют, что их не понимают в самом важном — в их мире.

Конфликты на работе

Старшие начальники — молодые подчинённые

Бумер-руководитель ценит преданность, иерархию, готовность работать сверхурочно. Миллениал-подчинённый ценит гибкость, смысл задач, баланс.

Бумер: "Почему ты уходишь в 18:00? Раньше мы..."

Миллениал: "Я выполнил задачи. Моё личное время — моё".

Бумер слышит неуважение. Миллениал слышит токсичность.

А теперь на горизонте альфы, которые скоро войдут на рынок труда. Они будут требовать полной гибкости, удалённой работы по умолчанию, использования AI-инструментов для рутины. Для них "приходить в офис в 9:00" звучит так же абсурдно, как для бумеров "работать без трудовой книжки".

Молодые руководители — возрастные подчинённые

Обратная ситуация тоже конфликтна. Бумеру психологически тяжело подчиняться "молодому", особенно если тот пришёл благодаря не стажу, а навыкам.

Миллениал-руководитель внедряет новые методы. Бумер-подчинённый сопротивляется: "Мы всегда делали по-другому".

Здесь сталкиваются опыт и инновации. И без уважения к обеим сторонам — конфликт неизбежен.

Ещё интереснее будет, когда зумеры и альфы станут руководителями. Они будут внедрять AI, автоматизацию, виртуальные офисы. Старшие поколения будут в шоке, но мир уже не спросит разрешения.

Влияние эпохи на психическое здоровье

Молчаливое поколение и бумеры

Не привыкли говорить о чувствах. Психическое здоровье — табу. "У нас не было депрессий, потому что некогда было". На самом деле были, просто называлось "нервы", "хандра" и игнорировалось.

Последствия: непроработанные травмы, психосоматика, сложности с эмоциональной близостью.

Иксы

Начали говорить о психологии, но стыдливо. Первое поколение, массово читающие первые книги по психологии. Но всё ещё с оттенком "не надо выносить сор из избы".

Миллениалы

Популяризировали тему ментального здоровья. Психотерапия — норма. Но иногда скатываются в самокопание и гипердиагностику. "У меня ПТСР от того, что начальник повысил голос".

Зумеры

Открыто говорят о депрессии, тревожности, границах. Нормализуют поход к психологу. Но растут в мире, где ментальные проблемы стали почти эпидемией. Тревожное расстройство, депрессия — массовое явление.

Альфы

Первое поколение, которое может получить диагноз "цифровая зависимость" в детстве. Психологи только начинают понимать влияние постоянного присутствия экранов на развитие мозга.

С одной стороны, у них будет самый лёгкий доступ к ментальной помощи — приложения, AI-терапевты, онлайн-консультации. С другой — они сталкиваются с новыми проблемами: зависимость от лайков и просмотров, кибербуллинг в массовом масштабе, размытие границ между реальным и виртуальным.

Альфы растут с пониманием, что психолог — это нормально. Но они также растут с экзистенциальной тревогой: "Будет ли вообще пригодная для жизни планета, когда я вырасту?". Это поколение климатической тревоги.

Новая проблема: синдром самозванца от сравнения. Когда твой ровесник создаёт стартап на миллион долларов в 12 лет, ты чувствуешь себя неудачником, просто играя в Minecraft.

Можно ли преодолеть разрыв?

Да. Но это требует усилий с обеих (теперь уже всех шести) сторон.

Старшим поколениям

Признать, что мир изменился. То, что работало у вас, может не работать сейчас. Это не значит, что ваш опыт бесполезен. Но он требует адаптации.

Перестать сравнивать времена. "В наше время было труднее" — это не аргумент. Разные времена, разные вызовы. Боль не измеряется в килограммах.

Слушать без оценки. Когда молодой человек говорит о выгорании — не обесценивать. Попробовать понять, а не сразу критиковать.

Учиться новому. Технологии, подходы, ценности меняются. Это не угроза, это возможность роста. Попросите альфу научить вас чему-то — это сблизит.

Младшим поколениям

Признать ценность опыта. Старшие прожили жизнь, пережили трудности, которые вам и не снились. У них есть чему учиться.

Перестать обесценивать. "Ок, бумер" — это не аргумент, это агрессия. За каждым представителем поколения — реальный человек со своей историей.

Быть терпеливее. Людям старшего возраста действительно труднее адаптироваться. Это нейрофизиология, а не злой умысел.

Искать точки соприкосновения. Не всё упирается в разницу поколений. Есть общечеловеческие ценности: любовь, семья, желание быть услышанным.

Альфам (и их родителям)

Альфам: Помните, что не всё измеряется лайками и просмотрами. Реальные отношения, реальные навыки, реальный опыт — это тоже важно.

Родителям альф: Их мир действительно другой. Онлайн — это не "ненастоящее", это часть их реальности. Но помогите им найти баланс, научите критически мыслить, отличать правду от фейков.

Всем

Помнить о проекции. Ваша картина мира — не единственная правильная. У другого поколения — свои основания думать иначе.

Задавать вопросы вместо обвинений. Не "Почему ты такой безответственный?", а "Помоги мне понять, почему для тебя это важно".

Разделять человека и стереотип. Не каждый бумер — токсичный трудоголик. Не каждый зумер — хрупкая снежинка. Не каждая альфа зависима от экрана. Люди сложнее ярлыков.

Признавать свои триггеры. Что именно в поведении другого поколения вас раздражает? Часто это про наши собственные страхи и непрожитое.

Учиться друг у друга. Бумеры могут научить терпению и стойкости. Альфы — технологиям и гибкости. У каждого поколения есть суперсила.

История о мостах

У меня была клиентка-миллениал. Работала в стартапе, выгорела, решила искать себя. Отец-бумер, работал инженером на заводе всю жизнь. Их отношения — поле битвы.

Она: "Папа, я хочу взять паузу, поехать в Азию, понять, чем хочу заниматься".

Он: "Ты с ума сошла? Бросить работу? У тебя же образование, опыт! Я в твои годы...".

Она: "Я не ты! Мир другой! Твои правила не работают!".

Он: "Я тебя кормил, учил, а ты неблагодарная...".

Знакомо?

На сессиях мы начали распаковывать. Оказалось, за словами отца стоял страх. Страх, что дочь повторит его ошибку — потеряет стабильность, будет страдать. Он помнил 90-е, когда завод встал, зарплату не платили месяцами. Для него работа = выживание.

За словами дочери стоял крик: "Признай, что я имею право на свой путь! Я не обязана жить твоей жизнью и твоими травмами!".

Я предложила ей поговорить с отцом иначе. Не "твои правила устарели", а "Пап, я понимаю, ты волнуешься. Ты пережил трудные времена, и для тебя работа — это безопасность. Я благодарна, что ты дал мне образование. Но мой мир устроен иначе. Мне нужно найти то, что даст мне смысл, а не только деньги. Помоги мне, поддержи".

Через три месяца она мне пишет: "Мы поговорили. По-настоящему. Впервые за годы. Он рассказал, как было страшно в 90-е. Я рассказала, как мне страшно сейчас — от бессмысленности, от гонки, от ощущения, что жизнь проходит. Мы поняли: мы оба боимся. Просто по-разному. И это... сблизило".

Отец не стал сторонником её решения. Но перестал воевать. Потому что увидел в ней не ребёнка-бунтаря, а взрослого человека. Со своей болью, своими причинами.

-13

А недавно у меня был другой случай. Бабушка, 75 лет, и внучка, 10 лет, альфа. Бабушка жаловалась: "Она целыми днями в этом планшете! Не выходит на улицу! Некому слова сказать!".

Я предложила бабушке попросить внучку показать, что она там делает. Не критиковать, а искренне интересоваться.

Через неделю бабушка звонит: "Я не верю! Она создаёт мультфильмы! Их сотни людей смотрят! Она мне показала, как она придумывает персонажей, озвучивает... Это же творчество! Я думала, она просто бездельничает, а она работает!".

Внучка, в свою очередь, попросила бабушку рассказать о войне для школьного проекта. Записала на видео, смонтировала, выложила. Бабушка стала героиней TikTok-ролика о блокаде. 200 тысяч просмотров.

-14

Они нашли мост. Через взаимное любопытство.

Моя личная история: Моя мама (57 лет) - поколение Х, я (27 лет) - зумер. Мама проработала на одной работе всю свою жизнь. Я, за свои 27 лет, сменила более 3 сфер деятельности (и это я еще не считала подработки, в попытке поиска себя и тд.). После пандемии, перешла работать в онлайн. И до сих пор, моя мама считает, что у меня нет работы (я ведь не хожу к 9 утра в офис и не возвращаюсь к 6 вечера домой, у меня нет оплачиваемых больничных и тд.). Сладкие мечты моей мамы – это чтобы я устроилась на нормальную работу, но у нас нет давления или скандалов на эту тему, так как мама понимает, что у нас разное поколение и разные ценности. И кстати, именно по этой причине, она не спрашивает меня когда я выйду замуж и тд. Потому что мама понимает, что в её время это было важно, а сейчас, девушки хотят отучиться, реализоваться, пожить для себя и помимо брака/семьи, есть ещё много чего интересного.

Конфликт поколений — это не злая воля. Это столкновение разных реальностей, сформированных разными эпохами. Каждое поколение — продукт своего времени. И каждое имеет право на свой опыт.

Мы не обязаны соглашаться друг с другом. Но мы можем пытаться понять. За стереотипом "ленивого зумера" стоит молодой человек, растущий в мире климатических катастроф и экономической нестабильности. За стереотипом "закостенелого бумера" стоит человек, проживший жизнь в совершенно других условиях. За "зависимой от экрана альфой" стоит ребёнок, который просто родился в другом мире — и для него это норма.

Разрыв поколений можно не преодолеть полностью. Но можно построить мосты. Из любопытства вместо осуждения. Из вопросов вместо обвинений. Из признания, что у каждого поколения — своя правда.

И тогда, может быть, мы перестанем воевать. И начнём просто слышать друг друга.

От молчаливого поколения, пережившего войну, до альф, рождённых с планшетом в руках — мы все часть одной истории. Истории человечества, которое меняется, адаптируется, спорит, но в конечном счёте продолжает жить. Вместе.

А ваш опыт? Сталкивались с непониманием между поколениями? Что помогло найти общий язык? Если вы альфа — расскажите, как видите вы. Если бумер — что бы вы хотели сказать молодым. Давайте услышим друг друга.

Присоединяйтесь:

📱 Telegram: ежедневные посты из мира психологии. Упражнения, техники и лайфхаки, чтобы сделать жизнь лучше. Поддерживающее сообщество.

📺 YouTube: видео формат где я отвечаю на ваши вопросы, подробно разбираю ваши ситуации и даю практические упражнения.

📝 Яндекс Дзен: ежедневные глубокие статьи на тему психологии, философии и социологии.

Подписывайтесь, чтобы:

  • Научиться «читать» людей и понимать, что стоит за их словами
  • Получить инструменты для работы с собственными эмоциями
  • Узнавать о психологических феноменах, делающих жизнь лучше
  • Задавать свои вопросы и получать ответы

Давайте вместе учиться понимать себя и других. Потому что психология — это не про «копание в душе». Это про то, как сделать жизнь осознаннее, богаче и свободнее.

Благодарю за прочтение статьи, буду рада вашему пальцу вверх, подписке на мой канал или донату!

🔥 ХОТИТЕ ПОЛУЧИТЬ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ?

📞 ЛИЧНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Индивидуальная работа по Вашему случаю. Записаться на консультацию можно через Telegram или Whats'App +7(929)673-43-48

Автор статьи, психолог - Таня Заяц
Автор статьи, психолог - Таня Заяц