Путешествие с Анитой / Viaggio con Anita / Voyage avec Anita. Италия-Франция, 1979. Режиссер Марио Моничелли. Сценарист Пол Ди Циммерман. Актеры: Голди Хоун, Джанкарло Джаннини, Клодин Ожье, Карлос де Карвальо, Орор Клеман, Лаура Бетти, Андреа Ферреоль, Серджо Форкони и др. Комедия. Премьера: 25.04.1979. Прокат во Франции: 0,1 млн. зрителей.
Героиня фильма Анита проводит свой отпуск в Риме, а герой — Гвидо, хотя и имеет семью, ищет возможность изменить жене. Любовники отправляются на несколько дней в Пизу...
Сотрудник банка Гвидо (Джанкарло Джаннини) навещает свою подружку, которую давно не видел. И когда она отказывается поехать с ним, берет с собой американку Аниту (Голди Хоун)…
В год премьеры «Путешествия с Анитой» кинокритик, журналист и сценарист Доменико Мекколи (1913-1983) писал, что «этот фильм раскрывает борьбу Моничелли за то, чтобы наполнить комедию нравов новым социальным и моральным содержанием... Если [картине] недостаёт целостности и не удаётся сосредоточиться на идее, которая его вдохновила, то основная причина кроется в сценарии, который, тяготея к простоте и очевидности, не смог предложить более адекватного развития, часто прибегая к анекдотам как таковым и в чисто юмористическом ключе» (Meccoli, 1979).
Судя по приглашению на главную женскую роль американской кинозвезды Голди Хоун, продюсеры «Путешествия Аниты» явно рассчитывали на международный успех этой комедии. Однако этого не случилось, да и в Италии картина прошла по экранам очень скромно. Причина, мне кажется, была в том, что сама история получилась скучноватой, диалоги пресными, и даже хорошие актеры не смогли вдохнуть подлинную жизнь в своих персонажей. Да и режиссура Марио Моничелли выглядела какой-то уставшей, лишенной новых идей…
Киновед Александр Федоров
Непостоянная Рози / Рози-ураган / Temporale Rosy / Rosy la bourrasque / Hurricane Rosie. Италия-Франция-ФРГ, 1980. Режиссер Марио Моничелли. Сценаристы: Агенор Инкроччи, Фурио Скарпелли, Марио Моничелли (по мотивам романа Карло Бриззолара). Актеры: Жерар Депардье, Фейт Минтон, Ролан Бок, Джанрико Тедески и др. Комедия. Мелодрама. Премьера: 20.08.1980. Прокат во Франции: 0,1 млн. зрителей.
В этой комедии боксер Рауль (Жерар Депардье) знакомится с Рози (Фейт Минтон), женщиной-рестлером, между ними вспыхивает роман, но, увы, не все так радужно…
В рецензии, опубликованной в год проката «Непостоянная Рози», отмечалось, что это «необычная история любви, даже, если хотите, преувеличенная, но, тем не менее, свежая и захватывающая, не омрачённая ненужными психосоциальными сложностями... Между демонстрацией силы, гротескными объятиями и внезапной нежностью развивается любовный треугольник с неопределённым исходом» (Il Resto del Carlino. 15.01.1980).
Спустя несколько лет в одном из энциклопедических изданий эта комедия оценивалась как «нетребовательный к зрителям развлекательный фильм, непринужденно и иронично затрагивающий проблемы традиционных гендерных ролей. Одновременно лёгкий и сентиментальный, и в целом хорошо поставленный» (Lexikon des internationalen Films, 1987).
На мой взгляд, на сей раз Марио Моничелли намеренно решил уйти от сложных проблем, поставленных им в своих предыдущих фильмах «Дорогой Микеле» и «Мелкий-мелкий буржуа», чтобы просто отдохнуть и развлечься, на сей раз явно не претендуя на фестивальные награды. Однако парадокс заключается в том, что именно кино, «без особых затей», снятое для «простого народа», провалилось в прокате. При всей популярности Жерара Депардье «Непостоянную Рози» («Рози-ураган») во Франции посмотрело всего около ста тысяч зрителей. В Италии зрителей в кинозалах было тоже не так уж много…
Киновед Александр Федоров
Новые чудовища / I Nuovi mostri. Италия, 1977. Режиссеры: Марио Моничелли, Дино Ризи, Этторе Скола. Сценаристы: Этторе Скола, Руджеро Маккари, Бернардино Дзаппони, Адженоре Инкроччи, Фурио Скарпелли. Актеры: Орнелла Мути, Витторио Гассман, Альберто Сорди, Уго Тоньяцци и др. Комедия. Премьера: 22.12.1977. Прокат в Италии: 2,6 млн. зрителей. Прокат во Франции: 0,8 млн. зрителей. Прокат в Испании: 0,5 млн. зрителей.
Комедия «Новые чудовища», конечно же, сразу отсылает зрителей к знаменитому фильму Дино Ризи «Чудовища» (1963). Но на сей раз сборник сатирических и трагикомических новелл Ризи поставил не один, а в компании еще двух знаменитых итальянских комедиографов — Марио Моничелли (1915-2010) и Этторе Скола (1931-2016).
Марио Моничелли снял в «Новых чудовищах» две новеллы: «Автостоп», где главный герой подсаживает к себе в машину привлекательную девушку (Орнелла Мути), и «Скорая помощь», где персонаж Альберто Сорди возит по больницам на своём автомобиле человека, которого сбил какой-то лихач, но повсюду наталкивается на бюрократический отказ…
В год выхода «Новых чудовищ» на европейские экраны пресса, понятное дело, первым делом сравнивала их с «Чудовищами» 1963 года, делая при этом вполне ожидаемые выводы, которые можно в целом охарактеризовать двумя словами: «Не то»…
Так кинокритик Франческо Больцони (1932-2011) писал, что «актёрский состав «Новых чудовищ», казалось, обещал насыщенное и увлекательное зрелище: три режиссёра с огромным опытом..., четыре сценариста..., внёсших свой вклад в успех итальянской комедии; три короля смеха... Считалось, что, поскольку „голь на выдумки хитра“, … столько профессионалов, взяв на вооружение формулу, которая сработала в других случаях, смогут дать нам новое представление о галерее современных чудовищ. Но именно способности оглядеться вокруг, вникнуть в обычаи, выявить окружающую нас жестокость «Новым чудовищам» катастрофически не хватает» (Bolzoni, 1978).
А киновед Жан-Луи Гро подчеркивал, что «какой бы тон ни был выбран, единственной мишенью [«Новых монстров»] остается бичевание христианско-буржуазной морали… Тщательно подготовленные, они перебивают друг друга… Но тот факт, что жанр начинает исчерпывать себя, не исключает возможности, что эти «Новые чудовища»… все еще содержат некоторые жемчужины» (Gros, 1978).
Примерно такое же отношение к «Новым чудовищам» сохранилось и у кинокритиков в XXI веке:
«Новые чудовища» представляют нам парад чрезмерных и, по-своему, карикатурных персонажей, с иронией, которая искусно балансирует между пародией и гротеском, не забывая при этом о меланхолии, типичной для финальной фазы итальянской комедии» (Chieppa, 2020).
«Новые чудовища» имеют сходство с «Чудовищами» лишь в цинизме увековеченных персонажей – отвратительных в моральном отношении выходцев с итальянского полуострова, отвратительных личностей, над которыми можно посмеяться с лёгкой горечью. Но там, где оригинальный фильм Ризи часто стремился к парадоксу через правдоподобие, чтобы подчеркнуть, насколько реальность абсурднее и трагичнее любой реконструкции, «Новые монстры» стремятся к крайностям, не стремясь к близости к повседневной жизни зрителя» (Sacchi, 2017).
«Цель всегда одна: высмеять и разоблачить одинаково искажённую Италию власти и простого народа. «Новые чудовища» не дотягивают до уровня своего предшественника, но фильм, в меру злобный и циничный, стоит посмотреть ради некоторых из лучших его новелл» (Locatelli, 2024).
«Времена изменились, и чудовища экономического бума (и без того нагло среднестатистические итальянцы) сменяются чудовищами «Свинцовых лет», которые отвергают атмосферу напряженности, бушующую по всей стране, словно хотят продолжать жить в тех комедиях в итальянском стиле, которые больше не способны описать то, что на самом деле происходит внутри страны. «Новых чудовищ» следует рассматривать как последних возможных монстров, чудовищ перед кораблекрушением, не таких злых, как в первой части, но еще более пропитанных безвкусицей и цинизмом» (Ciofani, 2016).
Киновед Жак Лурссель считал, что «Новые чудовища» — «венок, возложенный на могилу итальянской комедии, и не зря последняя новелла и буквально, и символически живописует похороны жанра в самом плодотворном его виде. … Цельность фильма подчеркивает и удивительную цельность жанра, который был плодом коллективного творчества, построенного на общей эстетике. В истории итальянского кинематографа этот жанр останется почти анонимным начинанием, взрывом цинизма и изобретательности, за которым стояла довольно большая группа художников, работавших в полной гармонии друг с другом. От первых «Чудовищ» фильм отличается некоторым классицизмом, что можно расценивать и как небольшой шаг назад, и как своеобразное достижение, новый этап зрелости жанра. … Актерам уже не нужны гримасы, грим или физическое уродство, чтобы выразить чудовищную природу своих персонажей. … Чудовищность персонажей — уже не исключение, а норма разлагающегося мира, и это заставляет задуматься о чудовищности всего нашего общества. Это безжалостное обобщение становится еще эффективнее за счет немалой реалистичности происходящего» (Лурссель, 2009).
На мой взгляд, Альберто Сорди сыграл в новелле Марио Моничелли с присущим ему блеском. Что же касается «Новых чудовищ» в целом, то, несмотря на неравноценность их новелл, они заслуживают зрительского внимания и сегодня.
В сезон своего проката этот комедийный альманах собрал в итальянских кинозалах 2,6 млн. зрителей, что для второй половины 1970-х было впечатляющим результатом.
Киновед Александр Федоров