Найти в Дзене
alexunited

Лучший специалист - тот, кто ничего не делает

Среди поклонников "королевы автоспорта" (гонок в серии "Формула-1") весьма распространена легенда о "самовозе" - машине, которая настолько хороша, что талант гонщика, сидящего за рулём не имеет значения, машина выиграет гонки с любым. Среди футбольных диванных зрителей бытуют легенды о командах, в которых не нужен тренер - они сами играют в футбол, им бы просто не мешать. Аналогично многие обыватели принижают роль учителя в успехах школьников, говоря, что талантливые дети всему якобы научились сами. Пикабушный пост о "ленивом начальнике" кучу лет назад, наверное, тут все помнят тоже. Что объединяет все эти случаи? То, что если со стороны работа выглядит легко, то это ещё не значит, что она на самом деле такова. Более того, это особенная заслуга специалиста, если нам со стороны кажется, что его работа лёгкая и даже почти не требующая с его стороны усилий. Начну с примера из гонок. Упоминания о "самовозе" встречаются постоянно и со всех сторон: если один гонщик доминирует несколько лет п

Среди поклонников "королевы автоспорта" (гонок в серии "Формула-1") весьма распространена легенда о "самовозе" - машине, которая настолько хороша, что талант гонщика, сидящего за рулём не имеет значения, машина выиграет гонки с любым. Среди футбольных диванных зрителей бытуют легенды о командах, в которых не нужен тренер - они сами играют в футбол, им бы просто не мешать. Аналогично многие обыватели принижают роль учителя в успехах школьников, говоря, что талантливые дети всему якобы научились сами. Пикабушный пост о "ленивом начальнике" кучу лет назад, наверное, тут все помнят тоже.

Что объединяет все эти случаи? То, что если со стороны работа выглядит легко, то это ещё не значит, что она на самом деле такова. Более того, это особенная заслуга специалиста, если нам со стороны кажется, что его работа лёгкая и даже почти не требующая с его стороны усилий.

Начну с примера из гонок. Упоминания о "самовозе" встречаются постоянно и со всех сторон: если один гонщик доминирует несколько лет подряд, находясь на недосягаемой высоте для остальных (когда-то Шумахер, потом Феттель, чуть позже Хэмилтон, потом Ферстаппен), то эти достижения объясняются быстрой машиной - но если вдруг сильнейший гонщик проигрывает кому-то (вот только что чемпионат мира выиграл Ландо Норрис), то уже поклонники "доминатора" обвиняют в "самовозности" машину конкурента.

-2

Теперь футбол. Один из первых примеров "команды, которой не нужен тренер", про которые я слышал, это сборная Франции на чемпионате мира 2006 года. Там действительно сложилась странная ситуация, при которой фактически всем заправляли ветераны команды, а номинально главный тренер был отстранён от управления. Но он по-прежнему проводил тренировки и выполнял другие свои тренерские обязанности; и, к слову, свой главный финал эта сборная проиграла - в том числе и потому, что авторитет тренера был опущен ниже плинтуса и его в ответственный момент никто не слушался.

Нередко злопыхатели принижают тренерские способности Зинедина Зидана (он выиграл с мадридским "Реалом" три Лиги Чемпионов подряд), говоря о том, что тот "Реал" буквально играл и выигрывал сам. Аналогичные слова говорят и про "Зенит" Сергея Семака (6 чемпионств России подряд, пусть и с самым большим бюджетом в лиге, седьмой сезон на втором месте), забывая при этом, что самый дорогой состав далеко не всегда выигрывает (взять тот же "Зенит" за два года до Семака - при Луческу и Манчини - ЦСКА-2004 или "Спартак" в разные годы).

-3

Как с быстрой машиной в "Формуле-1", так и с сильным составом в футболе - не только это определяет результат. Не бывает машины, на которой выиграет гонку слабый пилот. Не бывает команды, с которой будет выигрывать чемпионаты и кубки слабый тренер. Для успеха нужно сочетание факторов.

Когда школьник выигрывает олимпиаду, обыватели говорят о том, какой этот школьник молодец, забывая о вкладе учителей. Когда школьник в 9 классе не знает таблицу умножения, тот же обыватель говорит, какие бездарные у него учителя, забывая о субъектности самого ученика. Учителя, которые вечно учат старшеклассников таблице умножения, нередко утверждают, что и они бы тоже могли подготовить олимпиадника, если бы им таковой достался. Правда, они же зачастую не в состоянии разглядеть талантливого ученика и гнобят его за всё то, что делает его олимпиадником (нешаблонность, самостоятельное мышление и стремление всегда докопаться до сути).

-4

Любой чиновник (от мала до велика) или руководитель у нас оценивается не по результатам во вверенной ему сфере, а по каким-то там своим "показателям" - в случае с тем легендарным "ленивым начальником" (сейчас что-то пост уже не находится, за давностью лет - если кратко, то суть там в том, что начальник там целыми днями бездельничает в кабинете, смотрит футбол, в игрушки играет, но работа офиса налажена, сам он всегда доступен для подписи или консультаций) эти бесполезные показатели наверняка страдают, потому что он не требует со своих подчинённых гору никому не нужных отчётов, за проверку которых мог бы себе премии выписывать, но зато у него офис реально работает. А у тех, кто постоянно вникает в каждую мельчайшую деталь, зарабатывая KPI, результатов даже близко таких нет.

Да и вообще при взгляде на самых искусных специалистов своего дела - любого дела - мы не заметим тяжёлого труда. Нам будет казаться, что нет ничего легче, что человек буквально ничего не делает. И это нормально - мы не должны этой работы видеть, если сами не разбираемся в ней. Главное - не попасть в ловушку разума, считая, будто бы человек и впрямь "ничего не делает". В этом смысле, у людей, принимающих решения, не должно быть иллюзий по поводу работы их подчинённых. Иначе это заканчивается нищенскими зарплатами учителей - они ведь "вообще ничего не делают", по мнению многих.

-5

Почему-то пилотам "самовозов" в "Формуле-1" и тренерам "команд, которые играют сами", пока что всё ещё платят намного больше. Вероятно, руководители команд в гонках и футболе поумнее чиновников из министерства просвещения.