Понятие «ничего не делать» кажется простым и привлекательным, но на практике оно оказывается сложным и даже пугающим.
Мы часто испытываем чувство вины за безделье.
Десять процентов участников опроса на тему отдыха рассказали, что им в принципе нелегко отдыхать, так как это внушает им чувство вины. Это происходит потому, что в современной культуре ценность человека часто измеряется его занятостью, где социальный статус, успех и даже добродетельность ассоциируются с активностью и продуктивностью.
Парадокс в том, что у нас с отсутствием активности весьма непростые отношения. Когда мы чем-то заняты, то тянемся к отдыху, однако когда освобождаемся от дел — тут же начинаем стараться как раз хоть чем-то себя загрузить. Мы предпочитаем заполнить паузу даже самым бесполезным, но социально одобряемым занятием — лишь бы иметь возможность сказать: «Я что-то делал».
В первом случае вы хоть что-то делаете — если на следующий день кто-то спросит вас, что вы делали прошлым вечером, вы можете дать вполне социально приемлемый ответ... А вот признаться в том, что вы «сидели и ничего не делали?».
Вам было бы комфортно сказать такое другому человеку?
Это внутреннее напряжение имеет глубокие культурные и исторические корни.
В западной традиции праздность веками считалась пороком. Еще средневековый теолог Фома Аквинский описывал эту проблему, считая, что лень, «вялость ума, который не заботится о добрых начинаниях», есть зло, так как она мешает осуществляться божественному провидению.
Даже Гиппократ утверждал, что «праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье».
Сегодня, хотя мы и не мыслим такими категориями, на уровне подсознания усердие и занятость прочно ассоциируются с добродетелью и успехом, где напротив, ничегонеделание кажется прямым путем к неудачам и проблемам со здоровьем, особенно на фоне популярных лозунгов о том, что «сидение — это новое курение».
С учетом общеизвестности всех или почти всех этих фактов вы вполне закономерно можете сделать вывод о том, что говорить что-либо о сидении и ничегонеделании с точки зрения здоровья просто бессмысленно.
Парадоксально здесь еще то, что в современном обществе занятость сама по себе стала символом статуса.
Социальное порицание отдыха наиболее сильно, когда речь заходит о ничегонеделании.
Людей, которые постоянно загружены работой, окружающие склонны воспринимать как более успешных и важных (есть соответствующее исследование). Хвастовство своей загруженностью — это становится способом порой бессознательно и ненавязчиво указать на свою значимость.
Наша свобода отдыхать и в особенности ничего не делать определяется, естественно, в основном условиями работы.
Граница между работой и свободой у нас часто размыта и дело даже не в том, что работа слишком часто стала прерывать отдых, а в том, что это стало постоянно присутствующей в жизни вероятностью.
Мы на автомате проверяем смарфтоны, даже когда в этом нет необходимости, лишая себя возможности отключиться.
Однако наука говорит об обратном: баланс между активностью и отдыхом критически важен. Как и всегда, все дело тут опять в балансе.
Не менее важны и короткие перерывы в течение рабочего дня.
Стоит только нам начать думать о том, куда бы податься на праздники, или даже просто получить приглашение на вечеринку, и вот мы уже переключаемся в режим систематизации информации...
Все это сильно притесняет свободное время, делая моменты, когда мы действительно ничего не делаем, еще более редкими в повседневной жизни. Поэтому, кем бы вы ни работали, старайтесь полностью использовать свои отпуска и выходные. Это полезно, как и перерывы.
Вот прямо сейчас вы можете пойти и сделать себе чашку горячего чая или кофе.
Наиболее эффективные перерывы подразумевают смену ситуации и обстановки — перемещение куда-либо, хотя бы просто выход на улицу — или же просто несклькоминутное ничегонеделание.
Всего двухминутная пауза во время работы может существенно повлиять и на ваше самочувствие, и на качество выполнения задачи. Исследования показывают, что простые, почти пассивные виды микроперерывов — смотрение в окно, потягивание, употребление горячих напитков и прослушивание музыки — работают лучше, чем чтение новостей или серфинг в интернете.
Если вас что-то заинтересовало в окне напротив вашего рабочего стола — не сопротивляйтесь. Посмотрите в окно пару секунд и возвращайтесь к делам.
Глубокое расслабление, близкое к ничегонеделанию, имеет и терапевтический эффект.
Техники вроде прогрессирующей релаксации, разработанной Эдмундом Джейкобсоном, показывают, как целенаправленное расслабление мышц способно снижать уровень стресса.
Несмотря на предельно подробные инструктажи и постоянную концентрацию... довольно существенное количество времени, проведенное за практикой прогрессирующей релаксации, проходит как раз за ничегонеделанием.
Концепция ничегонеделания смущает нас своей природой гораздо меньше, если она реализуется в рамках проверенной медицинской практики. Его структурированная, «разрешенная» форма бездействия, помогает легитимизировать его в наших глазах.
Главный барьер на пути к ничегонеделанию — это боязнь отсутствия отвлечений из-за того, что в такой ситуации нам придется столкнуться с собственными мыслями, чувствами и переживаниями живущими в глубине нашего сознания.
В добавление ко всему прочему, мы боимся еще и скуки. Однако у нее есть и положительная сторона — она может сподвигнуть нас на поиски чего-то нового.
Вот почему ничегонеделание, будучи состоянием, наиболее располагающим нас к скуке, способно, с другой стороны, помогать нам генерировать новые идеи.
Если обобщить, то получается, что ничегонеделание позволяет нам — или даже принуждает — заглядывать внутрь самих себя, работать над осознанием того, чего мы хотим от жизни и поиском смысла в ней.
Кроме того, оно полезно для памяти, создавая паузы для консолидации информации.
Практическая сложность здесь заключается в том, что дома нас постоянно окружает груз запланированных и невыполненных дел. Как и всегда, все упирается в бесконечные дела вокруг, где переход от них сразу к ничегонеделанию бывает слишком тяжек — слишком уж большой разрыв.
Отпуск или путешествие создают в данном случае уникальное пространство, где этот груз временно снимается. Когда вы едете куда-то далеко и в вашем распоряжении некоторое пространство, в котором вы беззаботно мчитесь мимо лесов и полей,— вы получаете прекрасную возможность отдохнуть.
В заключение
Ничегонеделание — это не лень и не порок, а сложный навык и необходимая психологическая гигиена.
Вряд ли стоит встраивать такие вещи в расписание, ведь мы уже поняли, что принудительное безделье рождает скуку. Зато можно ждать, когда случайно подвернется такая возможность, и таки использовать ее.
В мире, где ценность человека часто ошибочно приравнивается к его занятости, сознательное позволение себе ничего не делать становится актом заботы о себе (с тем самым важным балансом).
Разрешите себе этот перерыв. Дайте себе отдохнуть. Не делайте ничего хотя бы минутку. Или, если так слишком сложно, хотя бы ничего особенного. Или хотя бы почти ничего)
Умение иногда останавливаться и просто быть — без дел и целей — это важнейший компонент ментального здоровья и полноценной жизни.
Как психолог, работающий в рамках Терапии принятия и ответственности (ACT), я вижу, как часто люди вступают в изматывающую борьбу с мыслями о своей «недостаточной продуктивности». В нашей работе мы совместно учимся не подчиняться этому внутреннему критику, а мягко принимать возникающую тревогу или вину, замечая их как просто мысли.
Вместо того чтобы бежать от дискомфорта праздности, мы исследуем, как осознанно выбрать паузу в соответствии с вашими глубинными ценностями — ценностью заботы о себе, творчества или связи с близкими, где ключевой навык это дать себе психологическое разрешение на «ничегонеделание» как на осознанный и ответственный поступок, а не как на провал.
Это превращает вынужденное бездействие в целенаправленный отдых, восстанавливающий связь с самим собой.
А на этом пока всё. Ваши вопросы, истории и комментарии важны для меня — делитесь ими в комментариях!
С уважением,
Арсений Михайловский
Клинический психолог, АСТ-терапевт, Супервизор.
*Индивидуальная поддержка. Записывайтесь на консультацию, если чувствуете, что не справляетесь в одиночку.
**Мастерская практической психологии: ВК и ТГ
Пишите и присоединяйтесь — будем исследовать Ваши вопросы бережно и без стереотипов