Найти в Дзене
Я вправе

Инклюзия или иллюзия? Что делать, если один ребенок держит в страхе всю группу

«Каждое утро я иду на работу как на войну. У меня в группе есть мальчик, назовем его Ваня. Ему 5 лет. И он — моя постоянная головная боль и страх. Ребенок живет в своем мире: речи нет, только эхолалия (повторяет окончания слов), с детьми не играет, занятий не существует — он просто встает и уходит или бегает кругами. Но самое страшное — это агрессия. Он может побить одногруппников, только если они просто прошли мимо и “помешали” его маршруту. Когда я пытаюсь его остановить — бьет меня. Убегает из группы при любой открытой двери. Я не педагог, я — надзиратель. Все мои силы уходят на то, чтобы Ваня никого не покалечил и не сбежал. Остальные 20 детей предоставлены сами себе. Я пробовала всё: ласку, строгость, картинки, игры. Бесполезно. Родители кивают, но ничего не делают. Психолог разводит руками. Я больше не могу. Это неадекватный ребенок в группе, который представляет опасность. Могу ли я потребовать убрать его из моей группы? Или перевести его в коррекцию принудительно? Как напи
Оглавление
«Каждое утро я иду на работу как на войну. У меня в группе есть мальчик, назовем его Ваня. Ему 5 лет. И он — моя постоянная головная боль и страх.
Ребенок живет в своем мире: речи нет, только эхолалия (повторяет окончания слов), с детьми не играет, занятий не существует — он просто встает и уходит или бегает кругами.
Но самое страшное — это агрессия. Он может побить одногруппников, только если они просто прошли мимо и “помешали” его маршруту.
Когда я пытаюсь его остановить — бьет меня. Убегает из группы при любой открытой двери. Я не педагог, я — надзиратель.
Все мои силы уходят на то, чтобы Ваня никого не покалечил и не сбежал. Остальные 20 детей предоставлены сами себе. Я пробовала всё: ласку, строгость, картинки, игры. Бесполезно.
Родители кивают, но ничего не делают. Психолог разводит руками. Я больше не могу. Это неадекватный ребенок в группе, который представляет опасность. Могу ли я потребовать убрать его из моей группы? Или перевести его в коррекцию принудительно? Как написать заявление, чтобы меня услышали, а не сказали “ищите подход”?»

- Это письмо отражает боль многих воспитателей. Инклюзия шагает по стране, но часто она выглядит так: «вот вам сложный ребенок, справляйтесь как хотите, вы же педагог».

Давайте без лишней лирики разберем, как защитить себя и остальных детей, не нарушив права «особенного» ребенка.

Он кусает детей, бьет меня, а родители говорят: "Ищите подход, вы же педагог!"
Он кусает детей, бьет меня, а родители говорят: "Ищите подход, вы же педагог!"

Могу ли я просто потребовать перевести ребенка в другую группу или исключить из сада?

❌ Нет, и это самая горькая пилюля. Согласно Конституции РФ и Закону «Об образовании» (ст. 5, ст. 43), каждый ребенок имеет право на образование. Понятия «необучаемый» или «неудобный» в законе нет.

Исключить дошкольника из сада практически невозможно. Это разрешено только по медицинским показаниям (если его состояние угрожает жизни окружающих, например, открытая форма туберкулеза) или по заявлению родителей.

Просто потому, что он кусается и не сидит на занятиях, заведующая его не отчислит — прокуратура восстановит его на следующий день.

Кто решает, что ребенок — аутист или имеет ОВЗ? Я же вижу признаки!

Ваши глаза и опыт — это не документ. Юридически диагноз могут поставить только врачи, а определить образовательный маршрут (нужна ли коррекционная группа или тьютор) — только ПМПК.

Пока нет заключения ПМПК, Ваня — обычный здоровый ребенок с «педагогической запущенностью» или «особенностями характера». И требования к вам как к воспитателю такие же, как к работе с нормотипичными детьми.

Могу ли я заставить родителей пройти ПМПК?

❌ Принудительно — нет. Обследование на ПМПК добровольное. Вы не можете схватить ребенка за руку и отвести к психиатру.

Но детский сад может выдать родителям официальную рекомендацию пройти ПМПК. Если они отказываются — это их право, но у вас появляется первая официальная бумага о проблеме.

Ребенок бьет других детей. Кто будет отвечать, если он кого-то покалечит?

Отвечать будете вы и детский сад. Согласно ст. 1068 ГК РФ, образовательная организация несет ответственность за вред, причиненный малолетним во время нахождения под надзором.

Если Ваня прокусит руку Маше, родители Маши подадут в суд на садик и выиграют. А садик потом накажет вас за «недогляд». Поэтому ваша задача — документально прикрыть себя со всех сторон.

Как правильно фиксировать агрессию, чтобы это не выглядело как жалоба?

Забудьте про устные жалобы в коридоре. Только бумага. Каждый факт агрессии должен быть зафиксирован.

Что делать: Пишите докладные (служебные записки) на имя заведующей.

❌ Неправильно: «Ваня вел себя плохо, опять дрался, я устала».

✅ Правильно:

«Довожу до вашего сведения, что 15.05.2024 в 10:30 воспитанник Иванов И. нанес телесные повреждения воспитаннице Петровой А. (укус предплечья). Мною была оказана первая помощь. Поведение Иванова И. создает угрозу жизни и здоровью других детей и не позволяет реализовать образовательную программу».

Копию с отметкой о приеме оставляйте себе. Когда наберется стопка — игнорировать проблему станет опасно для самой заведующей.

Могут ли другие родители помочь в этой ситуации?

✅ Да, и это ваш главный рычаг давления. Родители пострадавших детей (или просто напуганных) имеют право на безопасные условия обучения для своих чад.

Если вы, как сотрудник, лицо подневольное, то родители — могут писать коллективные жалобы заведующей и в Департамент образования. Не на ребенка («уберите неадеквата»), а на нарушение прав их детей на безопасность и образование («воспитатель занят одним ребенком, наши дети брошены, обеспечьте безопасность»).

Если ПМПК подтвердит диагноз, Ваню уберут?

Не факт. Сейчас курс на инклюзию. ПМПК может написать: «Рекомендована адаптированная образовательная программа в условиях общеразвивающей группы». То есть он останется у вас.

НО! В заключении ПМПК часто прописывают необходимость тьютора (ассистента). Это тот человек, который должен ходить за Ваней по пятам, пока вы занимаетесь с группой. Если ПМПК прописала тьютора — сад обязан его предоставить (нанять или выделить ставку).

__________________________________________________________________________________________

👉 Родители часто забывают, что воспитатель – не такси, не парикмахер, не охранник и не волшебник, а профессионал, который работает в рамках закона и своих должностных обязанностей.

Об этом свидетельствуют странные просьбы, с которыми к ним обращаются мамы воспитанников.

✅ В нашем Telegram-канале мы собрали 7 самых странных просьб к воспитателям от родителей и рассказали, как на них правильно реагировать по закону.

__________________________________________________________________________________________

Как написать заявление, если я хочу отказаться от работы с этим ребенком?

Прямого права отказаться от конкретного ребенка в Трудовом кодексе нет. Отказ выполнять работу — это прогул или неисполнение обязанностей. Но вы можете требовать создания безопасных условий труда (ст. 219 ТК РФ).

Возможен ли «перевод воспитателя» или ребенка в другую группу внутри сада?

Заведующая может перевести Ваню в другую группу, но только с согласия его родителей. Обычно это ничего не меняет — просто страдать будет ваша коллега.

Вы можете просить перевода себя на другую группу, но работодатель не обязан соглашаться.

Единственный рабочий вариант перевода ребенка — это путевка в специализированный (коррекционный) сад. Но опять же — только если родители согласятся его туда забрать и перевести.

А если подключить Опеку (ПДН)?

Если родители игнорируют рекомендации врачей, а ребенок деградирует и представляет опасность — это можно трактовать как уклонение от родительских обязанностей (ст. 5.35 КоАП РФ) и нарушение права ребенка на получение необходимой ему (коррекционной) медицинской и педагогической помощи.

Сад имеет право (и обязанность!) сигнализировать в опеку, если действия (бездействие) родителей вредят ребенку. Визит инспектора ПДН часто чудесным образом мотивирует маму пройти ПМПК и нанять тьютора.

Итоги

🔷 Неадекватный ребенок в группе — это беда не только воспитателя, но и самого ребенка, которому плохо в обычной среде.

🔷 Не воюйте с ним. Воюйте с бюрократией бумагами.

🔷 Ваша цель — не выгнать Ваню, а заставить систему выделить ресурсы (тьютора, психолога, спецгруппу) для работы с ним.