Конституция — это основа любого государства, его функционирование, принципов и политики. Конституция Пяти властей и Четырех прав является наиболее современной концепцией государственного устройства, предлагающий лучшие дополнения для классической системе разделения властей.
Проблемы классического разделения властей
Классическая теория разделения властей, сформулированная Шарлем Монтескьё в 18 веке, предполагает деление государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Эта модель легла в основу большинства современных государств, однако со временем выявила ряд существенных проблем.
Во-первых это концентрация полномочий. В рамках трёх ветвей сложно распределить все ключевые функции государства без пересечения компетенций, особенно в наши дни.
Более того, Исполнительная власть нередко получает избыточные регулятивные полномочия. Сама по себе классическая модель не предусматривает институциональных механизмов для учёта профессиональных и отраслевых интересов общества, которые стали данностью 21 века. Также велик риск, скажем так, «олигархизации». Отсутствие специализированных институтов для контроля над финансами, государственной политикой и экзаменации госслужащих способствует формированию закрытых элит и коррупции.
Существующая ограниченность конституционной теории Монтескьё была ясна давно, и в этом ключе ещё до Сунь Ятсена высказывались многие европейские и американские исследователи, например, профессор Колумбийского университета Лоу, указывавший на то, что трёх властей представленных в Конституциях ведущих стран недостаточно для осуществления эффективного демократического управления.
* Из С. Лоу «Свобода»
Эти недостатки стимулировали поиск альтернативных моделей государственного устройства, одной из которых стала концепция «конституции пяти властей».
История Конституции пяти властей
Концепция «пяти властей» была разработана китайским революционером и мыслителем, доктором Сунь Ятсеном на рубеже 19-20 века, как часть его политической доктрины «Три народных принципа». Будучи последователем идей Президента США, одного из авторов современного республиканизма - Авраама Линкольна, а также изучая опыт конституционного и республиканского строя Западных стран, он вывел новую эффективную теорию, призванную сократить издержки классического разделения властей, и укрепить республиканские - демократические институты. Давайте же рассмотрим её содержание подробнее.
С самого начала нашей революционной деятельности мы стоим на позициях трех народных принципов: национализма, народовластия и народного благосостояния, которые соответствуют сформулированным американским президентом Линкольном принципам: of the people, by the people and for the people.
Пять ветвей власти
В отличие от классической триады, Сунь Ятсен предложил разделить государственную власть на пять независимых ветвей:
Первая - Законодательная власть. Её основная функция, как и в классической модели - принятие законов, утверждение бюджета, контроль за исполнительной властью.
Вторая ветвь - Исполнительная власть. Она призвана реализовывать законы, управление государственными делами и вести внешнюю политику страны.
Третья ветвь - Судебная власть. Верховный суд выступает в роли толкователя законов, разрешения споров и главной институции защиты прав граждан.
А теперь добавочные ветви власти – четвёртая - экзаменационная власть. Её функция - отбор и аттестация государственных служащих, поддержание меритократии в условиях демократической Республики, дабы противостоять кумовству и коррупции, а также «сберегать» государство от некомпетентных чиновников. Экзаменационную власть осуществляет специальная палата, назначаемая регионами, правительством и избираемая народом, в равных пропорциях.
И наконец пятая ветвь власти – контрольная. Её функция это аудит, расследование злоупотреблений, контроль за финансами и администрацией. Это своеобразное развитие института прокуратуры, также создавая выборные и назначаемые должности в рамках единой контрольной палаты.
Четыре права
Наряду с пятью ветвями власти, Сунь Ятсен выделил четыре основных права граждан, которые должны быть гарантированы Конституцией:
Если конституция пяти властей – это машина, то прямое народовластие – рычаги, регулирующие ее работу. Народ должен иметь прямое избирательное право и, тем более, право смещения должностных лиц. Народ должен пользоваться правом избирать своих должностных лиц и правом смещать их в случае их несоответствия должности.
Первое. Право на выборы - возможность избирать представителей во все органы власти и быть избранным.
Второе. Право на отзыв - механизм досрочного прекращения полномочий депутатов и чиновников через голосование, с целью усиления ответственности власти перед народом.
Третье. Право на законодательную инициативу - возможность граждан предлагать законы через петиции или специальные процедуры. Прямая демократия как дополнение к представительной в основе Республики.
И четвёртное - право на референдум. Решение ключевых вопросов государственной политики через всенародное голосование - изменения конституции, территориальные вопросы, наиболее важные реформы.
Конституция пяти властей как основа для демократической Республики
Модель Сунь Ятсена предлагает альтернативный путь к демократии, который преодолевает недостатки трёх ветвей власти за счёт специализации функций, сочетает меритократию и демократические институты, расширяет участие граждан через четыре права, связывая представительную и прямую демократию.
Практическое применение модель нашла в Конституции Китайской Республики, более известной как Тайвань. Она была принята с учётом идей Сунь Ятсена, имея в себе пять юаней (ветвей власти).
Таковым, Конституция пяти властей и четырёх прав — это оригинальная попытка создать устойчивую демократию, учитывающую как универсальные принципы прав человека, так и специфику современного государственного управления. Несмотря на ограниченную реализацию, её идеи остаются актуальными для дискуссий о совершенствовании государственных систем в наши дни. Альянс Республиканцев выступает за создание подобной системы в России, для обеспечения устойчивого демократического развития будущей республики.