Найти в Дзене

Почему Лада Нива продается без подушек безопасности? Директор АвтоВАЗа дал нелепый и смешной ответ. Ответ, как обычно, заставляет задуматься

Недавнее большое интервью, которое блогер Амиран Сардаров взял у топ-менеджмента АвтоВАЗа, стало настоящим событием в медиапространстве. Ожидалось, что это будет дежурный пиар-ход, призванный успокоить народ, но в итоге разговор превратился в сеанс разоблачения магии. Руководители завода, отвечая на простые вопросы о ценах и качестве, выдали столько шокирующей правды, что её хватит на годы обсуждений. Особенно отличился директор по продуктам и программам АО «АвтоВАЗ» Олег Груненков. В ходе беседы о судьбе ветерана конвейера — Lada Niva Legend (которой скоро стукнет полвека) — он сделал ряд заявлений, которые полностью переворачивают представление о безопасности и отношении завода к жизни водителя. Мы объединили все факты: цитаты директора, реальную конструкцию машины и результаты краш-тестов. Картина получилась удручающая. «Подушки мы поставили, чтобы вы не нервничали» Самый острый момент интервью возник, когда Амиран задал прямой и логичный вопрос: «Не опасно ли в 2025 году продавать
Оглавление

Недавнее большое интервью, которое блогер Амиран Сардаров взял у топ-менеджмента АвтоВАЗа, стало настоящим событием в медиапространстве. Ожидалось, что это будет дежурный пиар-ход, призванный успокоить народ, но в итоге разговор превратился в сеанс разоблачения магии. Руководители завода, отвечая на простые вопросы о ценах и качестве, выдали столько шокирующей правды, что её хватит на годы обсуждений.

Особенно отличился директор по продуктам и программам АО «АвтоВАЗ» Олег Груненков. В ходе беседы о судьбе ветерана конвейера — Lada Niva Legend (которой скоро стукнет полвека) — он сделал ряд заявлений, которые полностью переворачивают представление о безопасности и отношении завода к жизни водителя. Мы объединили все факты: цитаты директора, реальную конструкцию машины и результаты краш-тестов. Картина получилась удручающая.

«Подушки мы поставили, чтобы вы не нервничали»

Самый острый момент интервью возник, когда Амиран задал прямой и логичный вопрос: «Не опасно ли в 2025 году продавать автомобиль без подушек безопасности?». Ведь сегодня даже бюджетные китайские машины имеют минимум две, а то и четыре подушки.

-2

Ответ Олега Груненкова прозвучал как цитата из сухого отчета для налоговой, лишенная всякой эмпатии к конечному потребителю:

«Нет, она [Нива] соответствует всем необходимым требованиям и соответствует законодательству. Если бы у нас автомобили не соответствовали безопасности, мы бы не могли их выпускать».

Железная бюрократическая логика: раз чиновники поставили печать в одобрении типа транспортного средства (ОТТС), значит, физика отменяется, и умирать в этой машине нельзя. Но дальше директор решил развить мысль и выдал фразу, которую можно смело вешать на воротах завода как девиз:

«Я вам больше скажу, что Лада Гранта изначально проектировалась без подушек безопасности. Подушку безопасности мы уже только по желаниям покупателей поставили, для того чтобы их успокоить».
-3

Вдумайтесь в этот цинизм. Топ-менеджер автогиганта на голубом глазу утверждает, что Airbag — это не средство спасения жизни, не устройство, которое спасает от перелома основания черепа и лицевых костей. По его мнению, это психотерапевтический инструмент. Средство для «успокоения», вроде иконки на торпеде, ароматизатора или четок на зеркале. Завод сделал нам одолжение, внедрив пиропатрон, просто чтобы клиенты меньше истерили.

Сюрреализм по ГОСТу: секрет одной подушки

Но самое страшное кроется даже не в словах, а в технической реализации этого «успокоения» на Ниве. Когда обычный водитель слышит фразу «в машине есть подушка безопасности», он представляет себе спасительный белый купол, вылетающий из центра руля при ударе.

В случае с Niva Legend все не так. У этой машины действительно есть подушка безопасности (в некоторых комплектациях). Но она всего одна. И находится она не в руле, а в боковине водительского сиденья.

-4

Это звучит как бред сумасшедшего инженера, но это факт. Зачем она там? Неужели боковой удар на Ниве страшнее лобового? Конечно, нет.
Разгадка кроется в системе «ЭРА-ГЛОНАСС». По российским законам, все новые машины должны быть оборудованы этой системой экстренного оповещения. Чтобы «ЭРА» сработала и вызвала спасателей, она должна понять, что произошла авария. Самый простой и дешевый способ зафиксировать удар — подключиться к блоку управления подушками безопасности. Если подушка стрельнула — значит, авария серьезная, надо звонить в 112.

Но внедрить фронтальную подушку в руль старой «Нивы» — это инженерный ад. Рулевая колонка там родом из 70-х, она не рассчитана на установку современной «баранки» с пиропатроном. Нужно переделывать вал, внедрять шлейф, менять конструкцию. Это дорого.

Гораздо дешевле зашить подушку и датчик удара в спинку сиденья. Это не требует переделки рулевого управления.

-5

И вот тут мы возвращаемся к словам Груненкова про «соответствие законодательству». Закон требует наличие удерживающей системы, но не регламентирует, где именно она должна стоять. Есть подушка в кресле? Есть. Галочка поставлена, сертификат получен, «Глонасс» работает.

А то, что при самом распространенном лобовом ударе эта боковая подушка спасет разве что левую почку водителя, пока его голова будет крушить жесткий пластиковый руль, никого не волнует. Формально требования соблюдены, а покупатель «успокоен» биркой Airbag на кресле.

«Автомобиль — не коньяк»: даже создатель был против

В том же интервью всплыл еще один показательный момент. Груненков процитировал создателя «Нивы», легендарного конструктора Петра Михайловича Прусова. Оказывается, даже сам «отец» машины был против того, чтобы её мучили на конвейере так долго. Прусов любил повторять: «Автомобиль — не коньяк, с годами лучше не становится».

-6

Конструктор понимал: нельзя эксплуатировать одну идею 50 лет. Технологии ушли вперед, понятие безопасности изменилось. Но у нынешних менеджеров другая философия:

«У Нивы Легенд настолько высокая популярность... Зачем снимать? Если спрос есть, не надо его уменьшать».

Нам подменяют понятия. Популярность Нивы вызвана не её качеством, а отсутствием альтернатив за эти деньги. Но завод трактует это как «голосование рублем» за качество.

Краш-тесты: 0 звезд и руль-убийца

Чтобы понять, насколько цинично звучат слова про «соответствие требованиям», достаточно взглянуть на независимые краш-тесты. Физику, в отличие от ГОСТа, обмануть нельзя.

-7

Авторитетное издание «Авторевю» разбивало Lada 4x4 (Ниву) по методике ARCAP (аналог EuroNCAP: удар на 64 км/ч в деформируемый барьер).

  1. Результат: 0 звезд из 4 возможных.
  2. Баллы: 1,6 балла из 16 возможных (в тесте 2010 года).
  3. Повреждения: Несмотря на то, что кузов после модернизации стал прочнее и «клетка» салона уцелела, главная проблема осталась. При ударе старая рулевая колонка не складывается, а смещается в салон — вверх и вправо. Руль бьет манекена точно в голову с перегрузкой, несовместимой с жизнью. Педальный узел смещается, ломая голени.
-8

Внедрение боковой подушки в сиденье, о которой мы говорили выше, никак не решает проблему руля-убийцы. При лобовом ДТП на трассовой скорости шансов у водителя «соответствующей закону» Нивы крайне мало.

Итог

Интервью Олега Груненкова — это сеанс невероятной откровенности. Нам прямым текстом сказали: ваша безопасность — это ваша проблема и вопрос вашего спокойствия.

  • Мы не можем сделать новую машину, потому что вы и так покупаете старую.
  • Мы не ставим нормальные подушки, потому что закон позволяет поставить их «для галочки» в сиденье.
  • Мы считаем машину качественной и безопасной, потому что у нас есть сертификат, а краш-тесты журналистов нас не волнуют.

Пока мы будем «успокаиваться» наличием бирки Airbag в районе поясницы и верить, что «Нива» — это танк, завод будет продолжать выпускать капсулу времени, место которой давно в музее, а не на дорогах общего пользования. Автомобиль действительно не коньяк, но пить нам приходится именно то, что налили.

Пишите свое мнение в комментариях и подписывайтесь на мой канал!