Найти в Дзене
Русский исполин

13 декабря 1927 года родился народный артист СССР Марков Леонид Васильевич

Леонид Марков: Как отъявленный Антипа и хитрый Шарапов покорили театр и радио Представьте себе актёра, которого в равной степени обожали и театральные эстеты, и простые радиослушатели. Он мог играть аристократичного злодея на сцене Малого театра, а через час у микрофона читать Пушкина так, что мурашки бежали по коже. Его голосом говорили шедевры классической литературы и герои детских сказок, а на экране он был тем самым «актёром на роли с претензией», чьё появление в кадре меняло атмосферу фильма. Это — Леонид Марков. Отрывок их Х/Ф "Гараж" От «кочевого» детства — к главной сцене Его актёрская судьба была предопределена. Родившись в семье провинциального актёра и гримёра, он с четырёх лет выходил на подмостки Саратовского драмтеатра. Детство, проведённое в переездах, стало необычной школой жизни. В 18 лет он и его старшая сестра Римма Маркова (будущая знаменитая характерная актриса) поступили в студию при Вологодском театре. А в 1950 году, окончив студию при московском Театре Ленин
Оглавление

Леонид Марков: Как отъявленный Антипа и хитрый Шарапов покорили театр и радио

Представьте себе актёра, которого в равной степени обожали и театральные эстеты, и простые радиослушатели. Он мог играть аристократичного злодея на сцене Малого театра, а через час у микрофона читать Пушкина так, что мурашки бежали по коже. Его голосом говорили шедевры классической литературы и герои детских сказок, а на экране он был тем самым «актёром на роли с претензией», чьё появление в кадре меняло атмосферу фильма. Это — Леонид Марков.

Отрывок их Х/Ф "Гараж"

От «кочевого» детства — к главной сцене

Его актёрская судьба была предопределена. Родившись в семье провинциального актёра и гримёра, он с четырёх лет выходил на подмостки Саратовского драмтеатра. Детство, проведённое в переездах, стало необычной школой жизни. В 18 лет он и его старшая сестра Римма Маркова (будущая знаменитая характерная актриса) поступили в студию при Вологодском театре. А в 1950 году, окончив студию при московском Театре Ленинского комсомола, он был принят в его труппу.

Марков не был «звездой» в привычном гламурном смысле. Его звёздность была другого свойства — глубинная, интеллектуальная, породистая. В его героях всегда чувствовалась внутренняя работа, сложный душевный рисунок.

Театр: От Чехова до «Царской охоты»

Марков служил в главных театрах Москвы, оставив яркий след в каждом:

  • Театр имени Пушкина (1960-1966): Здесь он сыграл трагичного Тимофея Рваного в «Поднятой целине», показав мощный драматический дар.
  • Театр имени Моссовета (1966-1986, с перерывом): Его главная творческая гавань. Здесь он создал галерею незабываемых образов. Он был язвительным и страдающим Арбениным в «Маскараде» Лермонтова, проницательным следователем Порфирием Петровичем в инсценировке «Преступления и наказания», аристократичным интриганом Алексеем Орловым в знаменитой «Царской охоте» Леонида Зорина.
  • Малый театр (1986-1987): Даже за один сезон он успел поразить публику ролью деспотичного купца Антипа в горьковских «Зыковых», после чего вернулся в Театр Моссовета.

-2

Его игра отличалась скульптурной отточенностью жеста, интеллигентной иронией и внутренней мощью. Он не играл характер — он проживал судьбу.

Голос, который стал эпохой

Если театр был его страстью, то радио — любовью всей жизни. Более ста записей в радиофонде — это целая вселенная, созданная его голосом.

  • Литература: Он был непревзойдённым чтецом. Его исполнение Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Бунина считается эталонным. Он не декламировал, а размышлял вслух вместе с автором.
  • Радиоспектакли: Миллионы слушателей замирали у репродукторов, следя за его героями. Он был гениальным следователем Шараповым в «Инспекторе Тихонове» по братьям Вайнерам, строгим и вдохновенным Королёвым в постановке «Королёв и Гагарин», отцом в «Первой любви» Бунина.
  • Детский мир: А ещё он мог быть Волком в сказке «В зимнем лесу» — добрым, смешным и совсем не страшным.

Его голос — бархатный, с лёгкой хрипотцой, невероятно содержательный — стал звуковым символом целой эпохи советского радио, олицетворением культуры и интеллекта.

Кино: Актёр «второго плана» первого масштаба

В кино Марков снимался нечасто, но каждая его роль — бриллиант. Он никогда не был массовым любимцем, но был обожаем ценителями. Его герои — это часто люди власти, ума, скрытых страстей.

Он не нуждался в главных ролях. Ему хватало десяти минут экранного времени, чтобы создать законченный, объёмный и запоминающийся характер.

Наследие

Леонид Марков умер 1 марта 1991 года, не дожив несколько лет до эпохи, которая, возможно, оценила бы его талант по-новому. Он был последним из плеяды великих театральных интеллигентов — актёров, для которых служение искусству было не профессией, а духовной необходимостью.

Что осталось?

  • Аудионаследие: Его записи на радио — бесценный клад, доступный и сегодня. Это лучшее, что можно посоветовать для знакомства с его творчеством.
  • Урок ремесла: Он доказал, что актёр может быть величиной не количеством ролей, а их качеством и глубиной.
  • Феномен цельности: В эпоху всеобщей спешки он олицетворял неспешную, вдумчивую, фундаментальную работу над ролью и словом.

Могила на Кузьминском кладбище
Могила на Кузьминском кладбище

Леонид Марков — это мост между золотым веком русского театра и современностью. Это голос, в котором звучала вся русская литература, и актёр, чьё тихое, мощное присутствие на сцене заставляло зал замирать. Он не просто играл — он являл собой ту самую высокую культуру, которой так не хватает сегодня.