Данная курсовая работа посвящена комплексному исследованию системы социального обслуживания населения в Российской Федерации как ключевого элемента государственной социальной политики. В работе подробно рассматриваются теоретические основы, включая понятие, сущность и фундаментальные принципы социального обслуживания, такие как гуманизм, адресность и доступность. Проводится анализ действующей нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность социальных служб (включая Федеральные законы и ГОСТы), а также описывается структура государственной, муниципальной и негосударственной систем помощи.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1. Сущность социального обслуживания населения
1.2. Принципы и функции социального обслуживания населения
1.3. Система социального обслуживания населения
2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Получить консультацию: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.
Введение
Каждое современное государство ставит для себя приоритетом принцип гуманизма. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это гарантировано Конституцией РФ в Статье 7. Любое общество неоднородно и делиться на различные группы и общности.
Социальная политика государства направлена на объединение, стабилизацию и согласование интересов и отношений между различными социальными группами. Практическая реализация социальной политики государства состоит из социальной защиты и социального обслуживания. Социальная защита - это пособия, субсидии, льготы и т.д., которые выплачиваются гражданам. Социальное обслуживание - это предоставление различных услуг и помощи слабо защищенным слоям населения и любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Для выполнения этих функций созданы центры социального обслуживания населения.
Реализация социальной политики государства призвана обеспечивать достойную жизнь и одинаковые возможности для реализации своих духовных и материальных потребностей следующих категорий граждан:
- люди с ограниченными возможностями;
- пожилые люди;
- дети;
- малообеспеченные, многодетные, неполные семьи.
Целью данной курсовой работы является изучение видов социального обслуживания населения.
Поставленная цель определила следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность социального обслуживания населения;
- изучить принципы и функции социального обслуживания населения;
- рассмотреть систему социального обслуживания населения;
- выделить основные виды.
1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1. Сущность социального обслуживания населения
В последнее время одной из наиболее существенных тенденций социальной политики является становление системы социального обслуживания, широкое применение в работе с населением современных технологий и методик.
Социальное обслуживание населения в одних работах рассматривается как современная парадигма социальной работы, в других - как высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации, роста численности людей с доходом ниже прожиточного минимума повышения напряженности на рынке труда, роста задолженности по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, а в-третьих, как принципиально важный сектор социальной сферы [10, 68].
По мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников становится реальной и ощутимой возможность осуществления социального обслуживания населения.
Состояние социального обслуживания в России говорит о недостаточности теоретического обоснования сущности и содержания социального обслуживания семьи, женщин и детей, других категорий населения. В зачаточном состоянии находиться научно-методическое обеспечение деятельности отдельных типов учреждений социального обслуживания.
Исследуя процесс становления социальной науки, практики и профессии можно заключить, что социальное обслуживание в наших условиях выступает в качестве составляющей социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, т.е. на практике - системой определенных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей. Плохо освоены теоретико-методологические и технологические обоснования адаптации и социальной реабилитации семьи различных типов [11, 54].
Социальное обслуживание населения характеризуется не просто суммой учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью определенного порядка взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственной взаимосвязью, последовательными и обоснованными действиями всех учреждений, направленными на поддержку различных слоев населения, формой организационной деятельности учреждений социального обслуживания, финансово-экономическим и материально-техническим обеспечением деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги населению, многоуровневого научно-методического и кадрового обеспечения деятельности территориальных социальных служб, степенью сформированности нормативно-правового поля, содержащего необходимые условия для становления и развития социальных служб и гарантирующего необходимый статус работников этих служб [6, 72].
О сущности социального обслуживания населения говорится в федеральных законах “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” и “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, принятых в 1995 г.: "социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации". В них раскрываются основные виды социального обслуживания - материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в санаторных условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей и др.
1.2. Принципы и функции социального обслуживания населения
Социальное обслуживается базируется на принципах:
- равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;
- доступности;
- добровольности;
- содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;
- адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;
- гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;
- профилактической направленности;
- законности и учета международных стандартов.
Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной [8, 102].
1.3. Система социального обслуживания населения
Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб.
Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения. Согласно статье 3 Федерального закона –“Об основах социального обслуживания населения в РФ” социальные службы – это предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Государственная система социальных служб - система, состоящая как из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, так и из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации [1].
Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:
- помощь должна носить реинтегрирующий характер;
- при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;
- социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;
- получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;
- механизмы социальной помощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные).
Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.
К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
2. Виды социального обслуживания населения
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб.
Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения [5].
Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.
Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:
- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
- социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Социальные услуги предоставляют клиентам социальной службы:
- в стационарных учреждениях (стационарных отделениях учреждений);
- в полустационарных учреждениях (отделениях дневного и ночного пребывания учреждений);
- в нестационарных учреждениях (нестационарных отделениях учреждений);
- на дому;
- в комплексных учреждениях (отделениях комплексного характера учреждений);
- в иных учреждениях, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.
При принятии решения о предоставлении клиентам конкретных социальных услуг учитывают интересы клиента, состояние его здоровья, специфику трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы [5].
Социальные услуги предоставляют клиентам в нижеприведенных формах.
1. Социально-бытовые услуги включают в себя:
- Содействие населению всех категорий и групп в получении им предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении.
- Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания жилой площади, помещений для организации реабилитационных и лечебных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания.
- Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания в пользование мебели согласно утвержденным нормативам.
- Приготовление и подача пищи клиентам учреждений, включая диетическое питание.
- Предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам.
- Оказание социально-бытовых услуг индивидуально обслуживающего и гигиенического характера клиентам стационарных учреждений, неспособным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или челюстью, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь ногти, мужчинам - брить бороду и усы.
- Оказание помощи в написании и прочтении писем.
- Предоставление транспорта при необходимости перевоза клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в учреждения для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях, если по состоянию здоровья или условиям пребывания им противопоказано пользование общественным транспортом.
- Организация ритуальных услуг (при отсутствии у умерших клиентов родственников или их нежелании заняться погребением).
- Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов.
- Содействие в приготовлении пищи.
- Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости.
- Помощь в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или тяжело и длительно болеющими членами семьи.
- Доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения.
- Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка.
- Содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений.
- Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг.
- Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению, в пределах района проживания.
- Сопровождение вне дома, в том числе к врачу.
- Создание условий отправления религиозных обрядов.
- Обеспечение сохранности вещей и ценностей, принадлежащих клиентам стационарных учреждений социального обслуживания.
- Содействие в направлении в стационарные учреждения.
2. Социально-медицинские услуги включают в себя:
- Оказание помощи населению всех категорий и групп в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг.