Найти в Дзене

Баланс хаоса и порядка, или О чём на самом деле фильм «Шоколад»

Оглавление

#про_кино

Фильм был угадан правильно! Читательница с красивым ником «Земляничные поляны» абсолютно права: это фильм «Шоколад» с Жюльет Бинош и Джонни Деппом в главных ролях, увидевший свет в 2000 году.

Сегодня давайте не про полезное и нужное, сегодня отдохнём не только телом, но и душой.

Этот фильм Лассе Халльстрёма многие помнят как красивую сказку о женщине, которая изменила городок с помощью сладостей. Но если посмотреть глубже, можно увидеть тонкое исследование того, как мы, порой, живём по чужим сценариям, и про то, где найти силы написать свой собственный.

В тихий французский городок 1959 года, застывший в строгости поста, приезжает Виенн Роше (Жюльет Бинош). Её появление — не просто вызов традициям. Это встреча двух миров: порядка и хаоса, долженствования и удовольствия. И главным инструментом этой тихой революции становится шоколад.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Виенн: волшебница, которая сама боится остановиться

Жюльет Бинош играет Виенн не просто как кондитера, а как внимательного, почти волшебного наблюдателя. Она смотрит в самую суть людей и через шоколад даёт им именно то, о чём они молчат. Она исцеляет, но сама несёт свою собственную рану.

Её постоянные переезды — не просто любовь к приключениям. Это жизнь по навязанному сценарию, где нельзя пускать корни, привязываться, иметь свой дом. Ветер, который гонит её вперёд, — это одновременно и свобода, и проклятие. Он символизирует отсутствие собственного выбора, когда человеком движут внешние обстоятельства или старые семейные правила. Даже дверь в её дом не закрывается — яркая деталь, показывающая, что у неё нет личных границ и права решать, кого и что впускать в свою жизнь.

Северный ветер, с которым в городке появляются мама и дочь. Кадр из фильма
Северный ветер, с которым в городке появляются мама и дочь. Кадр из фильма

Ру: не просто любовь, а опора, которая появляется вовремя

Появление Ру (Джонни Депп) — цыгана-кочевника — это поворотный момент. Он становится для Виенн не только возлюбленным, но и отражением её же собственной свободной природы, только лишённой страха. Но что важнее — он вносит в её жизнь то, чего ей не хватало: мужскую энергию как опору и защиту, способность создавать границы.

Знаковый жест — он чинит ту самую незакрывающуюся дверь. Это больше, чем бытовая помощь. Это метафора обретения права на личное пространство, на безопасность, на возможность самой выбирать: когда открыться, а когда остаться наедине с собой. Он учит её не только дарить волшебство другим, но и принимать заботу для себя.

Молодой Джонни Депп в роли цыгана Ру
Молодой Джонни Депп в роли цыгана Ру

Городок как система и её пробуждение

Каждый житель этого городка будто представляет собой отдельную часть большой системы — или отдельную внутреннюю борьбу в душе человека:

  • Бургомистр Комте де Рейно (Альфред Молина) — это голос жёсткого внутреннего критика, который душит любое желание во имя долга и правил.
  • Арманда (Джуди Денч) и её конфликт с дочерью — это боль отчуждения и трудный путь к прощению, восстановлению разорванных связей.
  • Молодой священник — образ подавленной души, которая боится собственного голоса. Его пробуждение идёт рука об руку с оживлением всего города.
  • Пожилая пара — история о том, как можно до самого конца откладывать жизнь, живя старыми обидами и страхами. Их соединение — победа над этим страхом.

Шоколадная лавка Виенн становится тем местом, где эти замкнутые миры сталкиваются, начинают общаться и по чуточке, по капле растапливают лёд в своих сердцах.

Бабушка и внук, которые из-за семейных обид вынуждены тайком встречаться в шоколадной лавке
Бабушка и внук, которые из-за семейных обид вынуждены тайком встречаться в шоколадной лавке

Главный вывод: важно не выбрать сторону, а найти баланс

Финальная сила фильма не в том, что праздник побеждает пост. А в том, что они находят способ сосуществовать.

  • Чистый порядок без капли хаоса, радости и чувственности — это мёртвая, серая жизнь.
  • Абсолютная свобода без внутреннего стержня и дома — это бесцельное скитание.

Когда самый ярый хранитель порядка, бургомистр, наконец, позволяет себе крошечное запретное удовольствие, происходит чудо. Он не ломается — он становится человечнее. Городок не отказывается от традиций, но наполняется жизнью.

Альфред Молина в роли бургомистра городка
Альфред Молина в роли бургомистра городка

Что вынести из этого просмотра себе?

  1. Ищите своего «шоколадного терапевта». Им может быть книга, хобби, человек или место, которые помогают вам честно услышать свои желания.
  2. Проверьте свои «двери». Что управляет вашей жизнью — внешний «ветер» обстоятельств и чужих ожиданий или ваши собственные решения? Умеете ли вы сохранять безопасное личное пространство?
  3. Балансируйте, а не разрушайте. Не нужно отвергать свои «правила» или «традиции» (рабочий график, обязанности). Попробуйте внести в них немного «хаоса» — спонтанной радости, маленького удовольствия здесь и сейчас.
  4. Разрешите себе принимать. Как и Виенн, многие из нас мастерски умеют заботиться о других, но не умеют принимать заботу. Это навык, которому стоит учиться. Лично я учусь этому очень давно, но не всегда успешно.

«Шоколад» — это уютный, глубокий и очень тёплый фильм-размышление. Он напоминает, что счастье часто заключается не в выборе между чёрным и белым, а в смешивании разных оттенков, в обретении баланса между своим внутренним ветром и тем берегом, к которому хочется пристать.

А ещё это — очень спокойный и «вкусный» фильм, который словно создан для того, чтобы писать о нём на канале «Жить вкусно и с любовью»: он о кулинарии и о семейных ценностях:)

Какие мысли вы увидели в этом фильме? Поделитесь, буду рада.